Госдума приняла закон о контроле за деятельностью иноагентов
Госдума на пленарном заседании приняла закон об иноагентах, который суммирует уже введенные в законодательство положения об иноагентах и устанавливает к ним новые требования и ограничения.
Согласно закону, иностранным агентом является лицо, которое получило «поддержку из-за рубежа» или находится «под иностранным влиянием» и занимающееся политической деятельностью в России, целенаправленным сбором данных в сфере военной, военно-технической деятельности России или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц.
Под иностранным влиянием закон понимает «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». Поддержкой могут счесть получение денег, иного имущества, оказание научно-технической, организационно-методической или другой помощи. Иностранными источниками документ считает зарубежные организации, государства и граждан других стран, а также российских граждан и юрлиц, получающих зарубежную поддержку или финансирование.
В частности, закон вводит единый реестр лиц, аффилированных с иноагентами. В соответствии с новым законом под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, может пониматься:
- физическое лицо, входящее или входившее в прошлом в состав органов юридического лица — иностранного агента и являющееся его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником,
- лицо, осуществляющее политическую деятельность и получающее (получавшее) деньги или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для политической деятельности.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Реестр аффилированных с иноагентами физлиц будет вести Минюст. Ограничения, применяемые для иноагентов, на них распространяться не будут.
Законом также вводится ряд запретов для иностранных агентов. Так, они не смогут получать государственное финансирование при осуществлении творческой деятельности, преподавать и вести просветительскую деятельность среди несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних, а также принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон также устанавливает упрощенный выход из реестра иноагентов для тех лиц, которые попали в него впервые. Такое лицо может подать заявление и приложить документы, которые подтвердят прекращение обстоятельств, послуживших основанием для признания иноагентом. Решение по таким заявлениям будет принимать министр юстиции или его заместитель.
Некоммерческие организации также смогут добиться исключения из реестра, они должны будут прекратить политическую деятельность или перестать получать средства от иностранных источников.
В Совете по правам человека заявляли в мае, что законопроект содержит ряд недостатков, он «фактически необоснованно» расширяет список тех, кого могут признать иноагентами. Понятие «иностранного воздействия» в документе прописано так, что под ним можно понять «любой способ воздействия, который административный орган по своему усмотрению сочтет достаточным», указали в СПЧ.
В конце мая зампред Совбеза Дмитрий Медведев призвал перестать «миндальничать» в отношении иноагентов, указав, что идет спецоперация, а против России вводятся «беспредельные санкции». «Деятельность иноагентов должна быть поставлена под жесткий контроль, стать прозрачной для нашего общества», — подчеркнул он. По мнению Медведева, иноагенты занимаются деятельностью, которая «направлена против страны в столь сложный период, и получают за это деньги от наших врагов».