Политика, 29 сен 2016, 09:30

Ходорковский начнет финансировать журналистские расследования

Михаил Ходорковский поддержит медиастартапы, которые будут заниматься расследованиями и публиковаться в соцсетях. На каждый из них он готов потратить до 30 млн руб. Эксперты сомневаются в перспективах этого проекта
Читать в полной версии
(Фото: Zuma/TASS/Krystian Maj)

В четверг Михаил Ходорковский объявит о запуске проекта «Открытые медиа», направленного на поддержку стартапов в сфере журналистики. Об этом он рассказал РБК.

Журналисты и активисты, желающие создать свой медиапроект, смогут подать заявку, в которой должны изложить концепцию своих СМИ и представить план организации работы.

«Открытые медиа» со своей стороны готовы организовать прошедшим отбор мини-редакциям финансовую поддержку, платформу для публикации материалов и инфраструктурную поддержку, в частности помощь с бухгалтерией, продвижением продукта, а также правовую поддержку по защите авторских прав и взаимодействию с Роскомнадзором.

Эти проекты должны иметь бизнес-перспективу и работать на определенную аудиторию — самодостаточную часть городского населения, отметил экс-глава ЮКОСа.

По словам Ходорковского, экспертная комиссия одобрит «пять-семь проектов» и потратит на запуск каждого из них от 3 млн до 30 млн руб. Подавать заявки смогут не только журналисты, но и люди, которые до этого не имели непосредственного опыта в этой профессии, в частности активисты и общественные деятели, отмечает пресс-секретарь Ходорковского Кюлле Писпанен.

«СМИ — важный элемент гражданского общества, и нельзя позволить его угробить, иначе после смены режима опять будем раскачиваться годы, а их нет», — считает Ходорковский, по мнению которого «стране нужен кадровый резерв в этой сфере, не убитый привычкой соглашательства с властью».

У каждого проекта будет свой главный редактор. Редакции будут небольшими, в штате каждой — несколько человек. «Мы даем людям попробовать воплотить их идею; если не выходит, ничего страшного, получится в другой раз», — добавил он.

По словам Ходорковского, у него уже есть договоренности с несколькими командами и в ближайшее время они намерены приступить к работе. Основной жанр работы одобренных проектов — расследование.

Обсуждается запуск проектов по расследованиям в сфере экономики, культуры, в сфере взаимоотношений бизнеса с властью. Отдельный проект, как планируется, будет изучать работу крупнейших социологических служб.

Одной из возможных платформ для публикации первых текстов может стать уже существующий сайт Ходорковского «Открытая Россия», если материалы авторов будут соответствовать редакционной политике издания.

Также «Открытые медиа» будут предлагать участникам запускать собственные аккаунты в соцсетях. Делать сайт под каждый проект — это тоже один из вариантов, однако это задача более сложная и требующая времени, отмечает Ходорковский. До декабря проект будет работать в тестовом режиме. Официальный запуск успешных проектов запланирован на начало декабря.

«На создание сайта требуется несколько месяцев, и, прежде чем это делать, я должен быть уверен, что этот проект будет успешным и что именно сайт нужен для его распространения», — подчеркнул экс-глава ЮКОСа, по мнению которого сайт не всегда является оптимальным способом донесения информации.

«Открытые медиа» не первый медиапроект Ходорковского. Ранее он участвовал в создании портала «Медуза». По данным «Медузы», Ходорковский и бизнесмен Борис Зимин потратили на запуск проекта по $250 тыс., не договорившись о дальнейшем сотрудничестве с руководством издания. Весной 2014 года под руководством бывшего заместителя главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Вероники Куцылло запустился сайт «Открытая Россия».

Выбор соцсетей в качестве платформы «Открытых медиа» логичен, потому что именно соцсети сейчас являются основной средой распространения информации, и значительная часть людей уже даже не открывает медийные сайты, считает завкафедрой новых медиа журфака МГУ Иван Засурский.

Другое дело, что в медиа важно иметь какую-то систему финансирования, а соцсети пока не позволяют монетизировать СМИ, отмечает он. «Поэтому речь в данном случае идет не о создании медиабизнеса, а об инвестициях в журналистику, которые могут привести к оживлению и развитию технологий в сфере медиа, а также вызвать инвестиции с другой стороны», — считает эксперт.

Он предположил, что запуск этого проекта может привести к запуску других, которые будут созданы, чтобы сбалансировать то, что делает Ходорковский. В основе информационного общества лежит конкуренция, и для журналистики это очень полезно, потому что рынок СМИ сейчас мертвый, пояснил он.

Однако сейчас Ходорковский находится за границей и создает проекты, которые являются внесистемными в России и вызывают у российских властей аллергию, считает Засурский. «Очевидно, что далеко не все смогут воспользоваться его предложением по множеству причин», — добавил он.

Будущее любого проекта определяется его содержанием, дистрибуцией, а также уровнем и качеством вовлечения аудитории, отмечает медиааналитик Василий Гатов. «Поскольку мы говорим о том, чего пока просто нет, обсуждать даже потенциальный успех просто бессмысленно», — считает он.

Ходорковский понимает, что в сложившейся ситуации добиться чего-то можно только в долгосрочной перспективе, поэтому планирует работать сразу по нескольким направлениям — с молодыми политиками-нонконформистами и с небольшими СМИ в оппозиции, отмечает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Однако тот факт, что экс-глава ЮКОСа находится за границей, значительно осложняет управление всеми процессами, считает эксперт.

Ходорковский считает, что расследования и разоблачения расшатывают режим, а так как одна из его целей — это смена власти, он пытается использовать этот проект в качестве инструмента для этого, отмечает политолог Игорь Бунин. Однако в ближайшее время это никакого эффекта не даст, потому что обществу неинтересна политика и не будет интересна по крайней мере пару лет, считает он.

Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем