Политика, 29 сен 2023, 14:20

Власти попросили не летать на некоторых российских самолетах за рубеж

Весь вопрос в самолетах, принадлежащих группе ГТЛК, сообщил источник РБК. Риску ареста за рубежом подвергнуты примерно около полусотни самолетов Airbus и Boeing
Читать в полной версии
Фото: Андрей Перечицкий / ТАСС

Росавиация рекомендовала авиакомпаниям не использовать самолеты Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, находится под санкциями США и ЕС) для полетов за границу из-за риска их ареста. Об этом сообщил источник РБК в крупной российской авиакомпании.

По его словам, в компании получили соответствующую телеграмму. По словам собеседника, такие телеграммы были направлены в авиакомпании, к примеру S7, у которых небольшой парк так называемых очищенных самолетов (то есть без двойной регистрации). Существование такой телеграммы подтвердили собеседники РБК в еще двух российских авиакомпаниях.

По словам одного из источников, письмо Росавиации было разослано в авиакомпании, выполняющие международные авиарейсы. В ведомстве 29 сентября прошло совещание по поводу сложившейся ситуации, сказали два собеседника.

Источник РБК также сообщил, что сегодня в 16:00 в Минтрансе должно пройти совещание, на котором будут обсуждаться возникшие риски. Весь вопрос именно в самолетах, принадлежащих группе ГТЛК, пояснил РБК источник, близкий к авиавластям.

По словам собеседника, знакомого с ситуацией, риски ареста самолетов Airbus и Boeing (принадлежат структурам ГТЛК) могут затронуть пять российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Россия», S7, АТК «Ямал» и «Аврора». В общей сложности речь идет примерно о полусотне самолетов.

РБК обратился за комментариями к Росавиации, «Аэрофлоту» и в пресс-службу Минтранса.

В пресс-службе S7 сообщили РБК, что ожидают разрешения российских властей на выполнение некоторых международных рейсов. «До момента получения официального разрешения вылеты этих рейсов откладываются», — сказали в S7.

На текущий момент до 00:00 30 сентября по московскому времени перенесены вылеты ранее задержанных рейсов из Иркутска в Бангкок, из Новосибирска в Дубай, из Москвы в Ургенч, добавили в компании. Пассажиров информируют об изменениях, а во время ожидания вылетов предоставляются все необходимые услуги: напитки, горячее питание, размещение в гостиницах, сообщил перевозчик. «Также по возможности пересаживаем на альтернативные доступные рейсы», — рассказали в S7.

Весной прошлого года, после начала военной операции на Украине, США и ЕС ввели санкции, которые запрещают поставки в Россию самолетов и запчастей к ним. Иностранные лизингодатели после этого начали отзывать лайнеры из России. Росавиация рекомендовала отечественным перевозчикам, владеющим самолетами в иностранном лизинге, прекратить полеты за рубеж. Позднее в России был принят закон, позволяющий перерегистрировать в России такие лайнеры.

Чтобы сохранить флот и поддерживать его летную годность, авиакомпании совместно с российскими авиавластями перевели самолеты в российский реестр. Параллельно предпринимались попытки вывести лайнеры из реестров Бермуд и Ирландии. Сейчас в этих странах остаются зарегистрированы около 400 самолетов, так как не по всем воздушным судам решены вопросы с иностранными лизинговыми компаниями.

По данным Росавиации, на 24 февраля 2022 года в бермудском реестре у российских авиакомпаний было зарегистрировано 745 самолетов, в ирландском — 36.

ГТЛК (100% в распоряжении Минтранса) — крупнейшая в России лизинговая компания, работающая в том числе в сфере авиации, ж/д и водного транспорта. В 2022 году она тоже попала под санкции США, Евросоюза и Великобритании. По итогам прошлого года чистый убыток ГТЛК составил 55,8 млрд руб. после чистой прибыли 0,99 млрд руб. годом ранее.

В феврале гендиректор «дочки» ГТЛК — GTLK Europe — Роман Лядов говорил, что в собственности зарубежных структур компании находится 74 самолета, из них 37 «частично заблокированы» за рубежом, причем большинство — в Европе. Он допускал возможность их продажи. Еще 37 самолетов, рассказывал Лядов, находятся в России и эксплуатируются российскими перевозчиками.

Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Все завалены и измотаны: каково работать в Miro — в 5 пунктах
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах