Глава МАГАТЭ заявил о фрустрации из-за отсутствия прогресса по ЗАЭС
Создание зоны безопасности вокруг Запорожской АЭС продвигается слишком медленно, заявил глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси, передает CNN.
«Для меня создание защитной зоны вокруг атомной электростанции — это самое очевидное, что может быть. Ради всего святого, как вы можете обстреливать атомную электростанцию?», — спросил он.
Идею формирования вокруг станции зоны безопасности выдвинул генсек ООН Антониу Гутерриш. Гросси в октябре обсуждал создание зоны безопасности вокруг Запорожской АЭС с российским президентом Владимиром Путиным, украинским президентом Владимиром Зеленским, главой украинского МИДа Дмитрием Кулебой. На встрече с министром в середине месяца он отметил наличие прогресса по этому вопросу. Гросси затем назвал диалоги с Путиным и Зеленским хорошими, выразив уверенность, что соглашения получится достигнуть до конца этого года.
Запорожская атомная станция — крупнейшая в Европе атомная станция по установленной мощности и третья по размеру в мире. Она перешла под контроль российских военных в начале боевых действий на Украине, однако формально управлялась украинским «Энергоатомом». Стороны конфликта не раз обвиняли друг друга в обстрелах территории АЭС, а в конце августа впервые в истории станция полностью отключилась от электросети. После этого туда приехали специалисты МАГАТЭ. Специалисты обнаружили физические повреждения станции, а также указали на присутствие российских военнослужащих, автомобилей и техники. После отъезда агентство оставило там двух своих специалистов.
Российская сторона отмечала, что не может согласовать демилитаризацию Запорожской станции. «Мы не можем не охранять станцию, не обеспечивать ее безопасность. Защитная зона — это другое, ее параметры находятся в процессе обсуждения», — пояснял заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. Дипломат выразил уверенность, что сперва следует «договориться по сути», а только затем «определяться по форме».
При этом представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов настаивал, что «никто и никогда эту станцию не милитаризовал», а потому обсуждение ее демилитаризации является несерьезным вопросом. Он указал: «Там нет армейских подразделений, там есть Росгвардия <...> и небольшое подразделение войск РХБЗ (радиологической, химической и биологической защиты)».
По словам Ульянова, суть в создании зоны безопасности заключается в запрете на стрельбу по территории АЭС и с территории АЭС. «Вполне разумная идея, которую в целом мы поддерживаем, — вопрос, как всегда, в деталях», — резюмировал он.