Новые законы в России, 30 июл, 16:24

Дума приняла закон о регистрации владельцев телеграм-каналов в РКН

В Думе приняли нормы, при которых блогеры и каналы с 10 тыс. подписчиков должны будут регистрироваться в Роскомнадзоре. Как будет работать механизм, что о новых нормах думают юристы и сами владельцы каналов, — в материале РБК
Читать в полной версии
Фото: Mix and Match Studio / Shutterstock

Госдума 30 июля приняла закон, который обязывает владельцев телеграм-каналов и аккаунтов в соцсетях с 10 тыс. подписчиков передавать о себе данные в Роскомнадзор, передает корреспондент РБК. Законопроект рассмотрели в нижней палате во вторник сразу во втором и третьем чтениях.

Что предложили депутаты

Если закон вступит в силу, владельцы аккаунтов и каналов в Telegram, имеющие более 10 тыс. подписчиков, будут обязаны сообщать в Роскомнадзор сведения о себе, позволяющие их идентифицировать. Какие именно данные нужно будет передавать и как, определит правительство. В законопроекте это называется «персональными страницами», имеющими более 10 тыс. «пользователей социальной сети». Во время заседания комитета по информационной политике Госдумы 29 июля депутаты, однако, уточнили, что речь будет идти именно о числе подписчиков конкретного аккаунта, а не об охватах постов или совокупной аудитории блогера.

Глава комитета по информполитике Александр Хинштейн не стал отвечать на вопросы РБК о том, что именно является персональными страницами, подходит ли под это определение, например, анонимный телеграм-канал, в котором пишут несколько авторов, или канал компании.

Роскомнадзор, в свою очередь, будет вести реестр таких страниц, он же определит порядок формирования и ведения реестра. Для тех владельцев каналов, которые будут обязаны зарегистрироваться, но не сделают этого, предусмотрены ограничения: они не смогут размещать у себя рекламу, а другим каналам нельзя будет репостить их сообщения.

Хинштейн в понедельник уточнял, что каналы, выполнившие требования законодательства, будут маркироваться соцсетями.

Как будет работать новый механизм деанонимизации

Нормы о регистрации каналов и аккаунтов в Роскомнадзоре появились на этапе подготовки ко второму чтению законопроекта по другой теме — об ужесточении оборота сим-карт. Ко второму чтению поступили 14 поправок, 13 из которых были рекомендованы комитетом к принятию. Автором всех этих поправок стал Хинштейн.

На заседании комитета 29 июля присутствовал сооснователь Ассоциации блогеров и агентств Максим Перлин, который спросил, как будет обеспечиваться конфиденциальность данных о владельцах телеграм-каналов.

Глава Минцифры Максут Шадаев, также выступавший на заседании комитета, выразил уверенность в том, что Роскомнадзор будет понимать, что база данных о владельцах каналов — это «суперчувствительная» информация и ее защите будет уделяться отдельное внимание. «По крайней мере публично данные о собственниках выдаваться не будут», — добавил министр.

Замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин подчеркнул, что раскрытие информации о владельцах телеграм-каналов повышает ответственность их авторов и делает «информационный оборот» более прозрачным.

Шадаев также рассказал, что компании-рекламодатели смогут проверить, исполняет ли тот или иной телеграм-канал закон и включен ли он в реестр Роскомнадзора, соответственно, можно ли размещать у него рекламу. «Будет сервис Роскомнадзора, через «Госуслуги» вы сможете спросить. Соответственно, вам скажут «да» [или] «нет». Персональные данные собственника раскрываться не будут, но будет подтвержден факт регистрации канала в соответствующем реестре», — пояснил Шадаев.

Он добавил, что сама регистрация в Роскомнадзоре не будет требовать «сверхусилий» от владельцев аккаунтов. «Там будет простая формочка, вы ее через «Госуслуги» подадите, де-факто это будет считаться регистрацией», — уточнил глава Минцифры.

В пресс-службе Telegram не ответили на запрос РБК. В пресс-службах VK (соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Дзен»), «Газпром-Медиа» (Rutube, Yappy) и МТС (владеет сервисом вертикальных видео Nuum) отказались от комментариев.

В пресс-службе Роскомнадзора и Минцифры на запрос РБК не ответили.

Как обсуждали законопроект в Думе

В ходе обсуждения депутаты Анжелика Глазкова и Алексей Куринный (оба — КПРФ) поинтересовались, почему для введения требований была выбрана цифра именно 10 тыс. подписчиков. Кроме того, Куринный спросил, каким образом можно будет ограничить размещение рекламы.

Отвечая на вопросы, Хинштейн заявил, что, по его мнению, вносимые изменения не повлекут каких-либо сложностей для граждан в пользовании соцсетями, но они «направлены на достижение общей цели, а именно на создание безопасной информационной среды».

«Вот я веду социальные сети — «ВКонтакте» и Telegram. И там, и там количество моей аудитории, слава богу, более 10 тыс. Не вижу никаких сложностей ни для себя, ни для кого из моих коллег, такую же работу ведущих, направить сведения о себе в РКН и указать, что да, я Хинштейн Александр Евсеевич, вот мой номер телефона, вот к нему привязан канал в Telegram. В чем сложность и в чем трудность принятия решения?» — пояснил Хинштейн.

Что касается планки в 10 тыс., то депутат счел ее «достаточно экспертной». Она позволяет охватить регистрацией те каналы, которые пользуются повышенным интересом у пользователей и, соответственно, имеют авторитет среди них, добавил он.

Статс-секретарь — заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алена Руденко сообщила, что порог в 10 тыс. обсуждался с различными ведомствами. «Нам нужно было определить, что такое массовые каналы и какие каналы влияют на общественное мнение», — добавила Руденко.

«Властям и так про меня все известно»

Государству выгодно знать и контролировать все информационные ресурсы, которые могут воздействовать на аудиторию, рассуждает глава агентства TelecomDaily, владелец канала TMT Channel (8,1 тыс. подписчиков) Денис Кусков. Критическая отметка в 10 тыс., по его словам, логична, хотя более объяснимым был бы уровень в 50 тыс. подписчиков. «Пока не до конца понятен механизм взаимодействия. Судя по всему, он будет носить уведомительный характер, — отмечает Кусков. — Мы со своей стороны будем это исполнять, поскольку мы уже зарегистрированы как СМИ и работаем по лицензии. Но для тех блогеров, козырем которых выступала анонимность, определенные проблемы возникнуть могут. Хотя и не думаю, что значительные».

Автор телеграм-канала про стартапы The Edinorog (31 тыс.) Дмитрий Филонов в разговоре с РБК отметил, что ему непонятно, какую именно информацию о нем как об авторе канала хочет получать Роскомнадзор. «Но вообще об авторах каналов, которые продают рекламу вбелую, и так известно довольно много: как минимум ФИО и ИНН — из-за обязательной маркировки, — напомнил он. — А по этим данным, думаю, Роскомнадзор вполне может у налоговой запросить и данные о доходе». На вопрос о том, планирует ли он сам передавать о себе данные в ведомство, Филонов ответил, что это «зависит от того, какие именно данные хочет получать Роскомнадзор». «Насколько я понял, отказ от участия в этом мероприятии грозит тем, что будет запрет на покупку рекламы в блоге, — добавил собеседник РБК. — Это критично. Но я работаю вбелую, маркирую рекламу. Властям и так про меня все известно. Честно говоря, я не знаю, что еще я могу сообщить Роскомнадзору такого, чего они и так при желании не смогут выяснить обо мне сами».

О том, что механизмы передачи информации в Роскомнадзор пока непонятны, рассказал и автор телеграм-канала про кибербезопасность «Пост Лукацкого» (25 тыс.) Алексей Лукацкий. «Но по опыту могу сказать, что больших сложностей по передаче своих контактных данных в Роскомнадзор я не вижу, чего не сказать о персональных данных пользователей, если таковая норма вдруг появится при очередном чтении или в поправках к какому-нибудь другому «антитеррористическому» законодательству, — добавил Лукацкий. — Я пишу для себя, а не для зарабатывания денег. Рекламу я у себя в канале не размещаю и не планирую. И хотя в исполнении новой нормы сложностей для себя я не вижу, исполнять ее я пока не планирую».

«Мы получим еще один инструмент конкурентной борьбы»

Для владельцев телеграм-каналов и страниц в других соцсетях новые нормы могут стать «обременением», поскольку на практике 10 тыс. подписчиков — это не очень большая аудитория, и у таких блогеров зачастую нет ресурсов, чтобы нанять юриста для разъяснения новых норм, считает юрист практики по сопровождению IP- и IT-сделок Semenov&Pevzner Екатерина Артемьева. Однако недавно введенные нормы о маркировке всей рекламы в интернете, по мнению эксперта, являются «гораздо более обременительной обязанностью», при этом рынок к ним уже адаптировался.

«Новый механизм в целом понятен, но вопросы после прочтения проекта закона остаются, — рассуждает Артемьева. — Например, пока не совсем ясно, как будет происходить взаимодействие соцсетей с Роскомнадзором. Также пока не до конца понятно, какие страницы в соцсетях попадают под понятие персональной страницы, будут ли удаляться страницы из реестра в случае, если количество подписчиков падает. Есть телеграм-каналы, у которых аудитория «плавает» в районе 10 тыс. То есть сегодня 10,5 тыс. подписчиков, а завтра уже 9,9 тыс.».

Партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али в свою очередь считает, что новый механизм «выглядит очень сырым и спорным»: «Чего только стоит запрет на репост от пользователей, которые не состоят в реестре Роскомнадзора. Причем запрет этот формально распространяется не только на посты блогеров, но и обычных друзей, у которых меньше 10 тыс. подписчиков. К тому же неясно, что такое персональная страница. Раньше законодатель не задавался целью ее подробно определять. Например, страница интернет-магазина в VK — это персональная страница?» Открытым остается и вопрос о том, будут ли поправки о реестре блогеров применяться к зарубежным и заблокированным соцсетям, отмечает Али.

Дела о нарушении законодательства о рекламе будет возбуждать и вести ФАС России, продолжает Али. При этом, как обращает внимание эксперт, большинство дел возбуждаются не по инициативе службы, а по жалобам. «То есть мы получим еще один инструмент конкурентной борьбы», — добавляет он. С этим согласна и Артемьева: «Обычно подобные нарушения устанавливаются при помощи обращений от граждан и от других органов, например прокуратуры или при помощи выборочного мониторинга».

Покупка рекламы через криптовалюту не поможет блогерам сохранить анонимность, продолжают юристы. Как объясняет Али, криптовалюту, во-первых, можно отследить саму по себе, а во-вторых, ФАС, увидев в конкретном паблике рекламу, и так сможет определить ее владельца. «Сейчас мессенджеры обязаны идентифицировать пользователей по номеру телефона», — напоминает Али. Кроме того, самого наличия рекламы в незарегистрированном канале достаточно для установления нарушения, отмечает в свою очередь Артемьева: «Рекламу на канале никак не скроешь, ведь ее смысл в доступности для пользователей».

Говоря о сроках вступления поправок в силу, Артемьева уточняет, что общая обязанность владельцев страниц с более чем 10 тыс. подписчиков подавать данные о себе в Роскомнадзор вступит в силу сразу после подписания закона. Но отдельные требования, связанные с этой обязанностью, вступят в силу позже. Например, обязанность не репостить информацию со страниц, не входящих в реестр, начнет действовать только с 1 января 2025 года.

Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Карты Таро и коины вместо KPI: 10 трендов 2025 года, меняющих работу HR
Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Мне не нужно идеальное тело всю жизнь: ЗОЖ-привычки «ботаника» из «Офиса»
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки