Война санкций, 30 окт 2015, 21:15

Не болтай: зачем депутаты хотят запретить отвечать на иностранные запросы

Депутаты предложили миллионные штрафы за передачу информации иностранным организациям. Цель — защита российского бизнеса в зарубежных судах, говорят авторы. В нынешнем виде закон не пройдет, уверили источники РБК в Думе
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

Экономическая безопасность

Утром в пятницу группа депутатов внесла поправки в закон «Об информации» и в Кодекс об административных правонарушениях, которыми предложили запретить всем, и физическим, и юридическим лицам, отвечать на обращения иностранных государств или иностранных граждан. Отвечать иностранцам, по предложению депутатов, можно будет только по согласованию с уполномоченным правительством органом власти, предположительно, Минюстом или ФСБ.

За неисполнение запрета предусмотрены штрафы для граждан от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для должностных лиц — от 600 тыс. руб. до 1 млн руб., для юридических лиц — от 1 млн руб. до 10 млн руб.​​​

Авторами инициативы выступили депутаты от трех фракций: Сергей Гаврилов от КПРФ, Владимир Афонский и Заур Аскендеров от «Единой России» и Андрей Свинцов от ЛДПР.

Законопроект «направлен на решение задачи по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в экономике и экономической безопасности», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Иностранные государства, «в первую очередь США», говорится в записке, действуют в обход Гаагской конвенции от 18 марта 1970 года, к которой Россия присоединилась в 2001 году. Именно ею в международном праве регулируются механизмы трансграничной передачи информации, и она рекомендует направлять запросы о трансграничном предоставлении информации по судебным либо дипломатическим каналам, пишут депутаты.

Что подумали в Думе

Для коллег авторов законопроекта его появление стало неожиданностью. Руководители всех трех фракций в пятницу воздержались от комментариев по поводу законопроекта. Председатель комитета по информационной политике, который будет рассматривать законопроект, Леонид Левин («Справедливая Россия») в пятницу сказал журналистам, что пока не изучал законопроект и поэтому не может его комментировать. Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин также сказал РБК, что еще не читал законопроект и не будет его комментировать. Председатель международного комитета Алексей Пушков также заявил, что впервые услышал о такой идее.

Единороссы из состава инициаторов законопроекта не согласовывали свою идею с руководством фракции парламентского большинства, заверили РБК несколько думских собеседников.

Часто депутаты из нескольких фракций одновременно подписывают важные политические законопроекты, инициированные администрацией президента. Сейчас это не тот случай, уверили несколько думских собеседников РБК: это идея либо самих депутатов, либо силовиков. Никаких масштабных межведомственных согласований до внесения они не проводили. Афонский заявил РБК, что обсуждал нововведение с Минюстом.

Важна не партийная принадлежность авторов инициативы, а то, что все они — члены одного и того же думского комитета по собственности, возглавляемого Гавриловым, обратил внимание собеседник РБК в фракции «Единой России».

Ранее Гаврилов, Афонский, Аскендеров и Свинцов уже выступали соавторами нескольких законов: о госзакупках, о выплате дивидендов ​акционерам, о банкротстве юрлиц. Все они не самые успешные законодатели. Например, из 53 законопроектов, в которых Гаврилов, председатель комитета, выступает соавтором, принято только 17. У Свинцова на счету шесть принятых из 80 подписанных законопроектов.

Законодательной защитой суверенитета этот коллектив занялся впервые.

Смягчить скандал

Депутаты предложили поправить ту статью закона «Об информации», которая регулирует вообще все информационные взаимоотношения, кроме гостайны и коммерческой тайны (они охраняются отдельным законом). Так, именно в 9 статье закона «Об информации» сказано о недопустимости требовать у гражданина информацию о личной жизни и родственниках. Здесь же депутаты предложили дописать запрет общаться с иностранными органами без разрешения чиновников. Речь идет как об информации ограниченного доступа, так и об «общедоступной информации, которая не была ранее опубликована», сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Речь идет о запросах, обращениях или требованиях иностранных государств, международных организаций, иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции, написано в инициативе.

Гаврилов утверждает, что в итоге законопроект коснется только коммерческой информации. «Представители иностранных государств делают запросы напрямую в отношении отечественных компаний и требуют с наших компаний, например, передачу информации внутреннего характера типа коммерческой тайны, информации о слияниях, соглашениях, бонусах. И наши компании обязаны дать эту информацию, потому что иначе в их отношении будут применены санкции — штрафы, недоступ на рынок. Наши компании в этой ситуации дискриминированы. Эта информация может быть использована и спецслужбами, и для недобросовестной конкуренции, и для промышленного шпионажа», — сказал РБК Гаврилов. Сейчас в тексте законопроекта положение о коммерческой информации не конкретизировано. Коммерческая тайна охраняется отдельным законом о коммерческой тайне.

По словам Гаврилова, аналогичные законы существуют во Франции, Германии, Китае, Индии. Он также отмечает, что закон в случае принятия поможет российским компаниям защищаться в иностранных судах. «В этом случае государство принимает на себя риски и защищает компании. Отказ государства отвечать на запрос станет достаточным основанием, для того чтобы иностранные суды отказывали в исках в отношении наших компаний и не применяли к ним различные санкции. Закон выравнивает позиции наших компаний с зарубежными», — уточнил депутат.

В такой форме, в которой закон предложили депутаты, он лишь вредит имиджу и мешает конкурентоспособности российских компаний, говорит собеседник РБК во фракции «Единая Россия». Другой источник РБК во фракции обратил внимание на слишком высокие суммы штрафов. «Законопроект будет дорабатываться, главное, чтобы концептуально его поддержали коллеги. Все, что касается гостайны, должно быть согласовано с соответствующими инстанциями», — заявил РБК депутат Афонский.

Источник, близкий к думскому руководству, сказал РБК, что всерьез этот законопроект вообще обсуждаться не будет.

Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереально
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте