Ограничения для мигрантов, 30 окт, 19:40

«4 кв. м на человека» и ДМС: СПЧ предложил реформу миграционной политики

Детей мигрантов необходимо тестировать на знание русского языка перед школой, а если они его не знают — отправлять на курсы, считают в СПЧ. Кроме того, необходимо перейти к полностью «целевому завозу» мигрантов в Россию
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) подготовил доклад, в котором определил четыре наиболее проблемных вопроса миграции и предложил пути их решения. Это сферы здравоохранения, образования, труда, а также общественная безопасность. Выводы совета представил на пресс-конференции его глава Валерий Фадеев.

Тестирование перед зачислением в школу

Для школ комплексной проблемой стал приток детей-инофонов, которые либо очень слабо владеют русским языком, либо не владеют им вовсе, говорится в докладе. Таких детей несколько десятков тысяч, заявил Фадеев.

«Таких детей нельзя принимать в школу. Нам говорят, что Конституция это запрещает. Нет, Конституция требует, чтобы каждый ребенок получил общее среднее образование, — прокомментировал Фадеев. — Если ребенок не знает русского языка, значит, он не может получить образование. Значит, его надо обучить русскому языку».

В СПЧ считают, что школы должны проводить тестирование детей на знание языка при зачислении. Те, кто не прошел тестирование, должны быть зачислены на краткосрочные курсы русского языка, после чего вновь пройти тестирование и попасть в школу. Параллельно нужно озаботиться созданием корпуса преподавателей, которые могли бы учить детей русскому как иностранному, сами при этом владея их родным языком, считает Фадеев.

О том, что детей мигрантов необходимо проверять на знание русского языка, ранее также говорили чиновники и депутаты. В частности, об этом заявляли глава Рособрнадзора Анзор Музаев, а также вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Минпросвещения, в свою очередь, утверждало, что прорабатывает законодательные нормы, которые введут обязательную проверку знаний русского языка для детей перед зачислением в школу.

В докладе совет также обратил внимание на то, что зачастую мигранты, приезжая в Россию, не знают о родительских правах и обязанностях и об ответственности за их неисполнение. В том числе это касается препятствия получению детьми образования. «Нередко, когда дети не ходят в школу, особенно девочки. И родители фактически препятствуют посещению детьми школы. Они говорят: зачем, сейчас наша дочка немного подрастет и замуж [ее] выдадим, — пояснил Фадеев. — Это категорически неправильно, потому что все дети в России должны учиться в средней школе».

Необходимо организовать соответствующие курсы для родителей, на которых они будут изучать родительский «мигрантский минимум» правовых знаний, полагают в совете. После освоения знаний им будут вручаться памятки об обязанностях родителей, живущих в России.

Если они все же будут систематически не разрешать детям ходить в школу, нужно ввести механизм пересмотра решений о предоставлении им легального статуса в России (гражданства, ВНЖ, РВП), включая процедуру выдворения из страны, говорится в докладе.

Обратили внимание в СПЧ также на проблему с тестированием мигрантов на знание русского языка, истории России и основ законодательства. «Мы попытались с коллегами пройти эти тесты. Далеко не на все вопросы мы знаем ответы. По-моему, это просто избыток», — отметил Фадеев. Необходимо разработать небольшую брошюру, в которой будет отражена основная программа теста по аналогии с пособиями по подготовке к экзамену на знание ПДД. «Это, в свою очередь, снизит уровень коррупции при сдаче тестов», — уверены в совете.

Госдума 29 октября приняла закон, вводящий новые правила при сдаче мигрантами экзамена на знание русского языка — теперь тестирование будут проводить только государственные учреждения, их перечень определит правительство. Все посреднические организации, которые ранее участвовали в процессе, будут отстранены. Этот процесс начался еще весной, когда власти запретили коммерческим организациям принимать экзамены у мигрантов из-за высокого уровня коррупции. Яровая говорила, что с того времени число посредников сократилось в четыре раза.

Медицинская страховка при трудоустройстве

В СПЧ считают, что отдельного анализа требует вопрос о соотношении бюджетных расходов на социальное обеспечение трудовых мигрантов и членов их семей и на охрану их здоровья. Кроме того, необходимо параллельно провести оценку поступлений от их деятельности в бюджеты всех уровней. «Сколько мы тратим на медицинскую помощь мигрантам и их семьям? Этих расчетов нет, и мы призываем сделать такие расчеты», — заявил глава СПЧ.

В совете предлагают возложить на работодателя обязанность заключать договор добровольного медицинского страхования с каждым мигрантом, прибывающим на работу. «Работодатель пусть сам решает, за свой счет он будет заключать такой договор или он будет добиваться этого от работника, который прибыл в нашу страну на работу. Но с каждым должен быть заключен такой договор», — подчеркнул Фадеев. Въезд членам семей мигрантов на длительный срок предлагается разрешить также при наличии у них медстраховки, оформленной за счет мигранта или его работодателя.

Помимо этого стоит обсудить механизм компенсаций бюджетных расходов на оказание медицинской помощи мигранту, у которого не было страховки или который предоставил поддельные страховые документы при въезде в страну, сказано в докладе.

Также в СПЧ обратили внимание на проблему охраны здоровья россиян от социально значимых заболеваний, распространение которых могут усилить мигранты. Там предлагают утвердить стандарт вакцинации мигрантов и членов их семей от таких заболеваний, обязать их предоставлять справки из наркодиспансера, а также проверять актуальность и подлинность их медицинских документов при въезде в Россию.

Целевой набор на работы

Тема работодателя — главная в этом докладе, подчеркнул в ходе пресс-конференции Валерий Фадеев. «Без повышения ответственности работодателя мы не добьемся решения миграционной проблемы», — добавил он.

В совете считают, что необходимо двигаться в сторону полностью целевого и обоснованного завоза трудовых мигрантов. «Работодатели должны предъявить доказательства того, что им нужны мигранты. Что они не смогли найти работников на российском рынке труда. Они должны предъявить информацию о том, какого рода специалисты им нужны», — пояснил Фадеев.

Среди предложений СПЧ — создание национальной системы рекрутинга граждан из регионов России. Предприниматель должен иметь возможность привлечь трудовые ресурсы из-за рубежа только после того, как он попытается найти работников внутри страны, считают в совете.

Еще одна проблема в этой сфере — уклонение от уплаты налогов при использовании труда мигрантов. «Российского работника уже трудно заставить получать зарплату вчерную. С мигрантами это гораздо проще. Значит, налоги минимизируются», — сообщил глава СПЧ. Он добавил, что за счет серых схем в бюджет недоплачивается налогов не менее чем на 500 млрд руб.

По данным опроса, который Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел среди своих организаций-членов, мигранты работают только у 27% крупного бизнеса. Почти в четверти компаний мигранты занимают до 10% рабочих мест.

Борьба с «резиновыми» квартирами и национальными анклавами

В докладе отмечается, что в последнее время участились случаи проникновения в Россию носителей радикальной исламистской идеологии. Питательными факторами для радикализации являются теневая сфера жизни мигрантов и высокий уровень ее коррумпированности.

По данным на 1 октября, в России незаконно находились более 740 тыс. иностранных граждан, сообщил в среду глава МВД Владимир Колокольцев. С начала года это число выросло почти на 40%. В 2024 году полицейские приняли решение об ограничении въезда в Россию в отношении 180 тыс. иностранцев. Лишили российского гражданства более 1,2 тыс. человек. С начала года в половине российских регионов произошел прирост криминальных проявлений со стороны иностранцев на 3%.

Одним из факторов, которые оказывают негативное влияние на состояние общественной безопасности, являются «резиновые» квартиры, подчеркивается в докладе. «У нас принят либеральный порядок регистрации — уведомительный. Но если в «резиновой» квартире зарегистрированы 100 человек, ясно, что они там не живут, — прокомментировал Фадеев. — Наше предложение банальное: если количество зарегистрированных в жилье, в квартире или в доме такое, что нарушается минимальная норма квадратных метров, то тогда надо переходить от уведомительной системы к разрешительной системе. И цифры тоже понятны. Я уже говорил не раз — у нас в СИЗО 4 кв. м на человека. Ну давайте вот этим ограничимся».

Еще один сложный вопрос касается образования национальных анклавов. По словам Фадеева, специалисты предлагают ввести жесткие ограничения, например по количеству проживающих в том или ином микрорайоне мигрантов. «Я к этому отношусь очень осторожно. Эти ограничения по месту жительства не вызывают такой симпатии с точки зрения прав человека. Но проблема анклавов должна быть решена», — выразил мнение глава Совета по правам человека.

Предложения СПЧ могут стать контуром для обновленной Концепции государственной миграционной политики (действующая истекает в 2025 году), считают в совете.

Читайте РБК в Telegram.

Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Угроза квантовых атак стала реальной. Как защититься
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид