Политика, 30 ноя 2017, 00:00

«Голос» нашел нарушения на сайтах большинства региональных избиркомов

Большинство сайтов региональных избиркомов не отвечает требованиям закона об обращениях граждан, говорится в докладе «Голоса». Движение считает страницы избиркомов архаичными и не приспособленными для приема электронных обращений
Читать в полной версии
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Движение «Голос» в преддверии выборов президента подготовило доклад о соблюдении ЦИК и избирательными комиссиями регионов законодательства об обращениях граждан (есть в распоряжении РБК). Система избирательных комиссий оказалась «одной из самых архаичных и не приспособленных» для приема электронных обращений граждан по сравнению с другими госорганами, делают вывод эксперты.

По итогам мониторинга сайтов региональных комиссий выяснилось, что большинство из них не имеет возможности отправки электронных обращений граждан. Только семь (например, в Санкт-Петербурге и Татарстане) из 85 комиссий и ЦИК имеют на своих сайтах форму для электронного обращения, «близкую» к требованиям закона «О порядке рассмотрения обращений граждан России», говорится в докладе.

Возможности обратиться в форме электронного документа нет на сайтах 62 комиссий (например, в Чечне и Москве). Некоторые из них предлагают направлять обращения по электронной почте, а это «несет риски случайного срабатывания спам-фильтров», отмечают эксперты. На многих сайтах есть только раздел «Работа с обращениями граждан», в котором указаны контакты и часто задаваемые вопросы, отмечается в докладе.

В Мосгоризбиркоме РБК пояснили, что электронная форма обращения есть на сайте «Вестника Мосгоризбиркома», однако эксперты ее не нашли там. В любом случае это уже сайт СМИ, а не комиссии, сказал РБК сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц.

Не предоставляют гражданам возможность обратиться в форме электронного документа в региональных избирательных комиссиях в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Тыва, Удмуртской, Чеченской, Чувашской; Алтайском, Забайкальском, Пермском, Приморском, Ставропольском краях; Хабаровской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Самарской. Саратовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областях; в городе Москве; Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах; Еврейской автономной области.

На сайте самого ЦИК также есть нарушение, пишут эксперты: электронная форма там требует в обязательном порядке указывать почтовый адрес, даже если выбираешь, что ответ должен быть предоставлен по адресу электронной почты.

Закон «О порядке рассмотрения обращений» предусматривает три формы обращения гражданина: в письменной форме, в форме электронного документа и устное обращение. В электронной заявке гражданин должен указать свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты или почтовый адрес (на выбор), а также вправе приложить документы и материалы в электронной форме. В течение трех дней обращение подлежит обязательной регистрации, рассматривается оно в течение 30 дней (возможно продление).

Формы для электронного обращения должны иметь на своих сайтах государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, указывают эксперты. Правильные формы размещены на сайтах Генпрокуратуры и президента России, указывают эксперты. За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

В ЦИК данная проблема не обсуждалась, сказал РБК член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин. «Многие региональные комиссии махнули на это рукой, потому что толчка из центра не было, привыкли к реальному общению, кроме того, это дополнительные хлопоты для комиссии», — считает он. По мнению Колюшина, отсутствие электронных форм — это «не нарушение закона, а ограничение возможностей для человека, ведь обращаться можно в разной форме». Обязанность указывать почтовый адрес на сайте ЦИК в обращении он объяснил желанием избежать анонимных обращений.​

Мельконьянц считает, что комиссии «просто не хотят» организовывать такой документооборот взаимодействия с гражданами, рассуждая так: «Если человек не готов писать письмо и идти на почту, то это его проблема».

Юрист Роман Смирнов считает отсутствие электронных форм обращений «актуальной» проблемой, так как «на «горячей линии» ЦИК всегда большой завал». По его словам, дублирование форм для жалоб граждан на сайтах региональных комиссий повысило бы оперативность реагирования.

«Способов подачи жалоб много, но проблема в том, как комиссии реагируют на эти них. А, как правило, ответы затягиваются или вовсе не даются», — прокомментировал РБК политолог Николай Миронов.

Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват