«Нафтогаз» заявил о нежелании России продлевать контракт по транзиту газа
Россия не хочет вести с Украиной переговоры о продлении контракта о транзите газа после 2024 года, заявил глава «Нафтогаза» Юрий Витренко, передает Reuters.
«Нет ничего, даже намека, официальных или неофициальных переговоров [с Россией], <...> мы обсуждаем с американцами и немцами, что все мы хотели бы, чтобы транзит продолжался, но русские не хотят начинать эти обсуждения», — сказал он.
По его словам, если контракт не будет продлен, то трубопроводы «Северный поток-1» и «Северный поток-2» усилят контроль России над поставками газа в Европу, что сделает блок «более уязвимым для политически мотивированных перебоев в поставках и скачков цен».
РБК направил запрос в пресс-службу «Газпрома».
В декабре 2019 года «Газпром» и украинский «Нафтогаз» подписали пятилетний контракт на транзит российского газа через территорию Украины в Европу начиная с 1 января 2020 года. По условиям контракта «Газпром» должен прокачать через Украину как минимум 225 млрд куб. м газа в 2020–2024 годах, из них 65 млрд куб. м в 2020-м и по 40 млрд куб. м ежегодно в течение последующих четырех лет.
В середине сентября Витренко указывал, что «Нафтогаз» готов продлить соглашение с «Газпромом» о транзите российского газа. «Те объемы, которые сейчас идут через Украину, должны быть перенесены в контракты с европейскими компаниями на долгую перспективу. Мы должны, таким образом, получить гарантии того, что транзит <...> будет сохранен», — говорил он.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер также заявлял, что компания готова продолжать транзит газа через Украину и после 2024 года. Однако, по его словам, это будет зависеть от экономической целесообразности и состояния газотранспортной системы Украины. Кроме того, за сохранение транзита газа через Украину после запуска «Северного потока-2» также выступала и.о. канцлера Германии Ангела Меркель. Ранее она и президент США Джо Байден договорились, что Берлин будет выступать за сохранение украинского транзита и присоединится к санкциям против Москвы, если она будет использовать «Северный поток-2» как инструмент давления на другие страны.