Политика, 31 мар 2014, 19:02

Потери бюджета при госзакупках оценены минимум в 290 млрд руб.

Чечня и Минспорта возглавили антирейтинг в сфере госзакупок, составленный общественный организацией "Безопасное Отечество" по итогам 2013г. В тройке региональных лидеров - Чукотка и Дагестан, среди министерств - МВД и Минэнерго. Более половины заключенных ими сделок имеют признаки коррупции. Потери бюджета оцениваются в 290 млрд руб.
Читать в полной версии
Фото: РБК

В первой десятке - Северная Осетия, Новгородская, Тюменская, Пензенская, Сахалинская, Томская и Московская области. Москва - на 11-м месте, Санкт-Петербург - на 22-м. В ведомственной десятке - Минздрав, Минтранс, Министерство культуры, МЧС, Минрегион и Минюст.

За основу рейтинга составители взяли 2,375 млн торгов на сумму 5,414 трлн руб. и пропустили их через шесть критериев оценки. Наибольшее число нареканий - в отношении сделок со снижением цены менее чем на 5%. В Чечне это 74% сделок, на Чукотке - 55%, в Дагестане - 52%, в МВД - 62%, в Минэнерго - 71%, а в Минтрансе - 61%. "При конкурентной борьбе среднее снижение должно быть 10, а то и 15%, - пояснил РБК руководитель "Безопасного Отечества" Виталий Зарудин. - Например, общая сумма закупок со снижением цены менее чем на 5% в Санкт-Петербурге составила 253 млрд руб.".

Многие сделки прошли с единственным участником. "В торгах с единственной поданной заявкой и с допуском только одного участника не идет речи о конкуренции, а значит и об экономии бюджетных средств. Такие торги чаще всего становятся результатом сговора между заказчиком и поставщиком", - говорит Зарубин. По его словам, экономия бюджета только в Санкт-Петербурге могла составить около 25 млрд руб., "если бы закупки были более конкурентными". "Общая сумма торгов со снижением меньше 5% составляет 2,961 трлн рублей. Потенциальные потери бюджета только по этому критерию мы оцениваем в 290 млрд рублей", - отметил Зарудин.

Проанализированные данные показывают картину 2013Г. еще до вступления в силу нового закона о Федеральной контрактной системе (заработал с 1 января 2014Г.). Закон о ФКС вводит новые процедуры госзакупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс. Конкурс с ограниченным участием предполагает, что правительство может установить дополнительные требования (финансовые ресурсы, оборудование, квалификация сотрудников).

Что не смогли закупить чиновники в 2013 году

В деревне Харампур Ямало-Ненецкого округа чиновники объявили аукцион на покупку внедорожника Nissan Patrol в максимальной комплектации стоимостью 3,4 млн руб., что было в полтора раза больше деревенского бюджета на здравоохранение (2 млн руб.). Дворец конгрессов в Стрельне под Петербургом разместил на сайте госзакупок заказ на 15 кг черной икры, 6000 устриц, 8 кг фуагра и другие деликатесы на 43 млн руб. В качестве требований к напиткам, в частности, указывалось, что ром должен обладать «красным оттенком роскоши». В обоих случаях торги отменили, а чиновников оштрафовали на 50 тыс руб.

Двухэтапный конкурс для определения поставщика проводится для заключения контракта в сфере научно-исследовательской деятельности (проведение исследований, поставка инновационной и высокотехнологичной продукции и т.д.). При этом заказчик может уточнять характеристики объекта закупок непосредственно во время проведения конкурса.

"К сожалению, практически все критерии из нашего рейтинга сохранят актуальность с началом действия ФКС, - отмечает Виталий Зарудин. - Однако ФКС практически отменила проблему "дробления заказов". Система котировок стала более конкурентной, и в нашем следующем рейтинге мы пересмотрим систему расчета этого критерия".

Закон 94-ФЗ о госзакупках "в свое время был прогрессивным, но подошло время перейти на следующий этап", сказал сегодня замглавы Минэкономразвития Евгений Елин на заседании Совета регионов по развитию ФКС. "Контрактная система даст возможность как минимум локализовать проблему (коррупции в госзаказе. - Примеч. РБК), - считает чиновник. - Непосредственно в ведении федеральных органов 8 трлн руб., вместе с 223-м законом (о закупках) - 17 трлн руб. То есть около 20% ВВП мы перераспределяем через ФКС".

Малый бизнес сегодня практически не может участвовать в контрактной системе, констатировал директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. "Основная преграда для участия среднего и малого предпринимательства в госзакупках - это длительная форма расчетов. Для малого бизнеса это большая проблема и непреодолимая преграда", - отметил он, добавив, что срок, который сегодня зачастую исчисляется месяцами, планируется сократить до 30 дней. Эта мера касается только контрактов для СМП, которые ограничены ценой в 20 млн руб.

Первый проректор НИУ "Высшая школа экономики" Александр Шамрин предложил решить проблему исключения из ФКС закупок питания для социальной сферы, в том числе детского питания. По его словам, по новой системе социальные учреждения вынуждены использовать конкурс с ограниченным участием, в результате стоимость закупок возрастает на 15-20% относительно рыночной цены.

Алиса Штыкина, Елена Малышева

Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Далио, Линч, Харрари: гуру отвечают на 11 самых важных жизненных вопросов
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Чистая прибыль «Магнита» двукратно выросла за год. Каких дивидендов ждать
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Бутерброды вместо фуа-гра: как рестораны выживают в новых условиях