Политика, 31 июл 2017, 17:26

Президент Польши наложил вето на грозившие санкциями ЕС законы

Президент Польши заблокировал вызвавшую массовые протесты реформу судов. Ранее Еврокомиссия предупреждала польские власти о возможном лишении страны права голоса в Совете ЕС, если эта инициатива будет одобрена
Читать в полной версии
(Фото: Kacper Pempel / Reuters)

Президент Польши Анджей Дуда воспользовался правом вето и заблокировал два из трех законопроектов по реформе судебной системы страны, которые ранее парламент Польши одобрил в рекордные сроки — за двое суток. Об этом говорится в официальном сообщении президента Польши, опубликованном в Twitter.

Теперь эти инициативы, как пояснили в польской канцелярии, будут направлены на повторное рассмотрение сейма республики.

То, что президент Дуда все же сдержал слово и ветировал два из трех законов, — это скорее следствие внутриполитического, нежели внешнеполитического давления, уверен завсектором Института экономики РАН Борис Фрумкин. Как пояснил он РБК, после своего избрания два года назад президентом Польши Дуда вышел из партии «Право и справедливость», пообещав быть «президентом всех поляков». «Так что идти против значительной и активной части общества ему политически невыгодно», — уточнил Фрумкин, заметив, что, «с другой стороны, ЕС в период после Brexit сейчас не в том положении, чтобы идти против одного из наиболее сильных и динамично развивающихся членов».

«Это определенный реверанс в сторону Брюсселя, но не более», — добавил эксперт, отметив, что «серьезных санкций все равно в текущих условиях не будет». «Но Дуда показал, что умеет слушать недовольных, и для него лично это политически грамотное решение», — заключил собеседник РБК.

Реформа судебной системы Польши стартовала в прошлом году. Этот план тогда предложила польская правая консервативная партия «Право и справедливость». Именно ей в настоящее время принадлежит большинство голосов в парламенте.

Наиболее противоречивыми в этой инициативе оказались законопроекты о Верховном и Национальном судах. Согласно им 15 из 25 членов Национального судебного совета (главного судебного органа Польши) будут выбираться польским парламентом​. Кроме того, реформа предполагала отставку всех действующих судей Верховного суда Польши на следующий день после вступления в силу этого закона, а также значительно расширяла полномочия министра юстиции страны, позволяя ему напрямую влиять на порядок работы и состав судебных органов.

Все вместе три этих закона должны были поставить судебную систему Польши в прямую зависимость от кабинета министров. 20 июля этот проект принял польский сейм (нижняя палата парламента). А в ночь на 22 июля инициативу одобрил сенат. Такое решение местных властей вызвало крупнейшие с момента прихода к власти «Права и справедливости» два года назад массовые протесты по всей стране.

В связи с этим Еврокомиссия 26 июля вынесла польским властям предупреждение, заявив, что, если Варшава отстранит или отправит в отставку судей своего Верховного суда, она запустит процедуру лишения Польши права голоса в Совете ЕС.

Воплощать эти предупреждения Европейская комиссия начала уже спустя три дня, 29 июля. Тогда в отношении Варшавы ЕС была запущена санкционная процедура.

В течение месяца Еврокомиссия потребовала от Польши дать на этот счет официальные объяснения, указывая в своем заявлении, в частности, на то, что в польском законе был установлен разный пенсионный возраст для женщин-судей (60 лет) и мужчин-судей (65 лет). Это, по мнению ЕК, являлось дискриминацией по половому признаку. Также «озабоченность» Европейской комиссии тогда вызвало то, что законопроект предполагал наделение министра юстиции Польши правом продлевать мандат судей, достигших пенсионного возраста, а также увольнять и назначать председателей судов. Это, как сочли в ЕК, «ставит под сомнение независимость польских судов».

«Мы утверждаем, что роль председателей судов в судебной системе Польши носит преимущественно административный характер, в то время как их действия не оказывают влияния на правовой статус сторон», — заявили на это 30 июля в Министерстве иностранных дел Польши, уточнив, что законодательством страны установлен возрастной порог, по которому судьи должны уйти в отставку. Судья, как пояснили в польском внешнеполитическом ведомстве, должен уходить со своего поста, когда ему исполнится 67 лет.

В Варшаве тогда также подчеркнули, что социальная политика и решения касательно работы судебных органов остаются в компетенции государств — членов Европейского союза.

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist