Рейтинг РБК: 50 крупнейших технологических компаний России
Затраты на ее проведение, по словам президента Владимира Путина, составили 33 млрд руб. Значительная часть этих денег была потрачена на переброску в Сирию людей и техники — сирийская кампания стала огромной логистической операцией. Но не только: во время операции военные испытывали в реальных условиях самые разные виды вооружений, включая новейшие образцы, которые только начали поступать в войска. «Лучшего учения трудно себе представить», — говорил Путин в конце декабря.
Операция в Сирии стала еще и маркетинговым мероприятием: спрос на российское оружие во время ее проведения вырос, с удовольствием говорил помощник президента по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин. «Все видят, что мы там применяем, что у нас там летает, откуда летает. За кораблями с системами «Калибр» уже, можно сказать, очередь», — рассказывал он «Интерфаксу» в марте.
По итогам 2015 года экспорт российской продукции военного назначения составил $14,5 млрд — эти данные озвучил Путин, а общий объем подписанных контрактов на экспорт российских вооружений составляет $48 млрд, говорил в ноябре 2015 года глава госкорпорации «Ростех» Владимир Чемезов. Ни одна другая технологичная продукция России по-прежнему не может сравняться с военной по востребованности на мировом рынке. Поэтому пусть вас не обманывают первые места «Яндекса» и Mail.Ru Group в новом рейтинге крупнейших технологических компаний России: их лидерство неоспоримо, но не абсолютно. Для этого рейтинга мы ранжируем компании, учитывая не только их размер, но и прибыльность бизнеса, рассчитывая их среднегодовую выручку и рентабельность за последние пять лет. Если ранжировать компании просто по среднегодовой выручке, позиции лидеров IT-отрасли будут скромнее. А в целом около 72% общей выручки 50 компаний рейтинга приходится на государственные компании.
Но все не так плохо, как может показаться: среднегодовая выручка гражданских компаний рейтинга практически равна выручке военных компаний и предприятий двойного назначения. А серьезный вызов отечественной индустрии вооружений бросают не только крупнейшие интернет-холдинги, но и космические, авиационные, автомобильные и особенно машиностроительные предприятия, занимающие очень достойные позиции. Хотя доля частных компаний в рейтинге за год не изменилась — как и в прошлом году, таких всего 16 из 50.
О других результатах исследования можно прочитать здесь.
И конечно, за год ничего не произошло с еще одной особенностью рейтинга: почти никто из его участников не производит товаров и услуг для населения. Отличной иллюстрацией отношения к такой продукции может быть озвученный «Ростехом» план по производству первого смартфона полностью российской сборки, который будет стоить до $200. Входящий в госкорпорацию холдинг «Росэлектроника» надеется начать выпуск этих устройств через три года, заявил в марте гендиректор «Росэлектроники» Игорь Козлов.
Для сравнения: Минобороны поручило неприметной подмосковной компании ОАО «766 УПТК» выпустить робототехнический комплекс «Уран-6» в 2013 году. В 2014 году боевой робот разминирования уже проходил испытания в Чечне и Ингушетии, в 2016-м — работал в сирийской Пальмире в составе созданного в таком же срочном порядке сводного отряда. С начала разработки танка Т-14 на платформе «Армата» до начала его производства прошло пять лет. Частная компания братьев Лобаевых за год разработала и запустила в производство семь новых моделей дальнобойных винтовок.
А больше половины всего объема венчурных сделок в России в 2015 году принесла одна сделка — продажа за $1,2 млрд пакета акций сайта объявлений Avito, созданного в России выходцами из Швеции, подсчитали эксперты PwC и Российской венчурной компании.
Подробнее о том, как мы отбирали и какие результаты получили
* Оценка РБК по данным ежеквартальной отчетности ** Выручка за 2014 год Источник: данные компаний, расчеты РБК, «СПАРК-Интерфакс»
Для рейтинга мы сформировали шорт-лист из 92 компаний, занимающихся разработкой и производством уникальных технологических продуктов и технологий, с выручкой в 2014 году не менее 10 млрд руб. При этом мы использовали данные из системы «СПАРК-Интерфакс» (на 30.03.16), открытые источники и данные самих компаний.
Для ранжирования предприятий мы использовали три композитных индекса:
1. «Выручка» — это среднегодовое значение показателя за пять лет, с 2011 по 2015 год. В случае если компания не имеет отчетности за прошлый год, индекс рассчитывался на основе данных за 2010–2014 годы.
2. «Рентабельность» — это среднегодовое значение уровня рентабельности по чистой прибыли. Для расчета данного показателя мы брали выручку и чистую прибыль предприятия за последние пять лет. Показатель рассчитан по формуле:
3. «Диверсификация» — это число сегментов рынка, на которых присутствует продукция компании.
Каждый индекс нормирован по максимальному значению среди аналогичных показателей по всем компаниям из шорт-листа и принимает значение от 0 до 1. Итоговый индекс предприятия — сумма трех нормированных индексов.