Агрегаторы товаров соберут жалобы покупателей на контрафакт
Жалобу можно подать не позднее трех месяцев после покупки. Это может сделать и физическое лицо, и юридическое. Пользователю нужно написать в заявке на сайте nota-claim.ru, где он нашел товар, в каком интернет-магазине его купил, и предоставить копии документов (чек, гарантийный талон, фото товара и др.). Если пользователь напишет, что ему предлагают очевидно несуществующий товар, например, iPhone с тремя сим-картами, жалобу перешлют напрямую в интернет-магазин, предложивший такую вещь. Если же товарные агрегаторы не будут уверены, что продукт контрафактный, они организуют экспертизу. Когда подтвердится, что товар – подделка, информацию о нем удалят сразу со всех сайтов, подключенных к nota-claim.ru.
В ноябре «Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru», Price.ru и eBay объявили, что создали специальную организацию для отсечения подделок – Независимое объединение товарных агрегаторов (НОТА). Тогда же было объявлено,что в начале декабря появится сайт для подачи жалоб. По словам представителя пресс-службы «Яндекса» Элины Ставиской, к НОТА также присоединился немецкий производитель бытовой техники Miele. В компании ожидают, что список участников может расшириться. При Федеральной антимонопольной службе создана группа из представителей отраслевых ассоциаций, производителей и интернет-компаний, в которой обсуждают работу НОТА. В нее вошли, по словам Ставиской, Sony, «М.Видео», Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и другие.
Проводить экспертизу, по мнению организаторов НОТА, должны производители товаров и официальные организации, защищающие права потребителей. Руководитель направления инфраструктурных сервисов «Яндекса» Павел Алешин в разговоре с РБК на презентации НОТА заметил, что не у всех производителей есть база товаров с серийными номерами, поэтому силами товарных агрегаторов выявить подделки не всегда представляется возможным.
В апреле президент и основатель вошедшей в группу при ФАС розничной сети «М.Видео» Александр Тынкован обвинил «Яндекс.Маркет» в продаже контрафакта. Он утверждал, что «Яндекс» должен нести ответственность за нарушение прав потребителей. Тынкован также заявил, что представленные агрегатором товары являются контрафактными «в подавляющем большинстве».
Создание такой площадки – важный шаг, потому что она поможет разработать полноценную механику по защите покупателей от контрафакта в онлайне, сказал представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. К сожалению, на это потребовалось много времени, посетовал он.
Однако, по статистике участников НОТА, жалобы на подделки приходят редко. Сайты-участники НОТА изучили более 19 тыс. жалоб и 500 тыс. отзывов, полученных с начала 2014 года. Люди жаловались в основном на отсутствие товара в наличии (50%), неверную цену (34%) или нулевую реакцию на заказ (3%).