Финансы, 09 июл 2015, 10:19

Признаки финансовой пирамиды смогли распознать около четверти россиян

Читать в полной версии

​Большинство россиян по-прежнему не может распознать признаки финансовой пирамиды. Об этом свидетельствуют опубликованные в четверг, 9 июля, результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июне 2015 года.

В ходе опроса исследователи предлагали респондентам определить, какой из четырех предложенных вариантов вложения средств является финансовой пирамидой. Правильный ответ смогли дать 27% респондентов, назвав пирамидой финансовую организацию, обещающую гарантированный 35%-ный рост вложений через год. Эта цифра остается почти неизменной на протяжении семи лет опроса, отмечают в НАФИ. В 2008 году так ответили 28% респондентов, в 2011 году — 23%.

Чаще остальных верно определить финансовую пирамиду смогли жители Москвы и Санкт-Петербурга, женщины, а также опрошенные с высшим образованием (по 31%).

Паевой инвестиционный фонд, сообщающий о 35%-ной доходности его паев за предыдущий год, подозревают в наличии признаков пирамиды 13% опрошенных против 9% в 2011 году. Общий фонд банковского управления, предлагающий сертификаты долевого участия, считают финансовой пирамидой 3% респондентов — столько же, сколько и в 2011 году.

В то же время выросло доверие к банкам, предлагающим вклады под 12% годовых. Если в 2011 году к финансовым пирамидам такие организации относили 11% опрошенных, то в 2015 году — только 4%.

Тем не менее доля россиян, расценивающих все предложенные инструменты как финансовые пирамиды, продолжила расти. С 2009 года по 2015 год этот показатель вырос с 10% до 18%.

«Падение доверия к финансовой системе, зафиксированное весной 2015 года, привело к тому, что все большее количество потребителей стало относить к финансовым пирамидам вполне законные инвестиционные или сберегательные инструменты. Еще одним фактором, не позволяющим распознать пирамиду, является невысокий уровень финансовой грамотности россиян и низкий уровень осведомленности о различных продуктах и услугах кредитно-финансовых и инвестиционных компаний», — прокомментировала руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.

Другой опрос, проведенный НАФИ в апреле 2015 года, показал, что доля россиян, доверяющих различным финансовым организациям, заметно уменьшилась по сравнению с прошлым годом и опустилась до исторического минимума. Сильнее всего доверие россиян подорвали банки. За год доля доверяющих им сократилась почти на 20 п.п., с 74% до 56%. Доля граждан, доверяющих страховым компаниям, после роста до 41% в 2013 году снизилась в 2015 году до 35% и вернулась на уровень 2012 года.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех