Финансы, 29 июл 2015, 14:28

Россияне стали относиться к кредитам как к «долговой яме»

За два года россияне стали покупать в кредит почти в три раза меньше. По мнению большинства граждан, кредиты — это «долговая яма». Три года назад россияне считали займы нормальным способом повышения качества жизни
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

По итогам первых пяти месяцев 2015 года отношение объемов выданных необеспеченных кредитов (POS-кредитов, кредитов​​ наличными и кредитных карт) к объемам розничной торговли непродовольственными товарами достигло минимального значения с 2010 года — 7,3%. Макси​​альное значение было зафиксировано по итог​ам 2013 года — 19,1%, отмечается в пресс-релизе Национального бюро кредитных историй (в исследовании НБКИ учитывались данные 3100 кредиторов).

Таким образом, на каждые 100 руб., потраченные россиянами на покупку непродовольственных товаров в 2013 году, 19 руб. были взяты в кредит. В 2015 году — только 7 руб. Самые низкие значения кредитных покупок россиян были зафиксированы в январе 2015 года. К маю доля таких покупок несколько возросла, но все равно оказалась вдвое меньше прошлогодних значений. Снижение темпов необеспеченного кредитования оказывает влияние на оборот розничной торговли и его структуру, прокомментировал генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Он пояснил, что необеспеченные кредиты становятся менее доступными, и это приводит к изменениям в розничной торговле: растет доля трат на продукты питания, снижаются темпы оборота непродовольственных товаров. «В этой ситуации торговым предприятиям и кредиторам необходим поиск новых взаимовыгодных решений, которые станут точками роста как для торговли, так и для кредитования», — полагает Викулин. Действительно, рост оборота розничной торговли непродовольственными товарами в 2015 году стал замедляться, отмечается в сообщении НБКИ.

Как показало исследование холдинга «Ромир», за последние три года отношение россиян к кредитам изменилось. Более половины россиян назвали кредиты «долговой ямой», из которой трудно выбраться, хотя еще три года назад половина россиян считали кредиты нормальным способом для совершения крупных покупок и повышения качества жизни. За три года с момента последнего опроса сократилась доля тех, кто брал и выплачивал кредиты — с 58 до 44%. И, видимо, она будет сокращаться и дальше, полагают в «Ромире». О планах взять кредит в ближайшее время заявили только 12% респондентов, хотя три года назад подобные планы имели 26% опрошенных.

Россиянам был задан вопрос о том, чем для них является кредит. На первое место с 52% голосов респондентов вышел вариант ответа, характеризующий кредит как долговую яму, из которой трудно выбраться. Три и пять лет назад такой вариант ответа указывали чуть более трети опрошенных. Сегодня до трети (32%) уменьшилась доля тех, кто считает кредит необходимостью, если нужно сделать крупную покупку. А в 2010 году такой вариант ответа указывал каждый второй респондент. Почти не изменилась по сравнению с предыдущими замерами доля тех, кто считает кредит обычным средством для повышения качества жизни. В текущем году такой ответ дали 11% опрошенных, а в предыдущие годы — 12–15%.

В опросе холдинга приняли участие 1100 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тыс. и выше во всех федеральных округах.

Накануне ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым индекс, показывающий, насколько россияне удовлетворены жизнью, вырос до максимального с начала года значения в 69 пунктов. При этом индекс, показывающий, как россияне оценивают материальное положение своей семьи, снизился на 2 п.п., до 68 пунктов, по сравнению с июньским показателем. Доля тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее, не менялась с мая (15%), средним его считают 69% (против 70% в июне), а 16% назвали свое материальное положение плохим (в июне — 15%).

Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями