Падение экономики, 06 авг 2015, 11:51

В Минэкономики назвали неизбежным уход с рынка авиакомпаний-должников

Читать в полной версии

Министерство экономического развития подготовило анализ тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015–2016 годы. Как пишет «Коммерсантъ», основные выводы ведомства «довольно жестки».

В частности, анализ министерства показал, что рынок перенасыщен, это, в свою очередь, приводит к хроническим убыткам перевозчиков. Причиной названа политика авиакомпаний, которые наращивали парк самолетов, накапливая долги. В анализе также указывается, что кризис 2008 года в отрасли не завершен, а сами компании теряют кредитоспособность.

В документе отмечается, что, по данным ведомства, в 2014 году убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Россия») по российским стандартам бухгалтерского учета составили 25 млрд руб., а по итогам первого квартала 2015 года — 18 млрд руб.

Газета отмечает, что анализ отчетности большинства перевозчиков показал, что по итогам 2014 года и в первой половине 2015 года соотношение долг/EBITDA составляет более 6 (при допустимых 3,5). При этом долг перед банками только «двух авиакомпаний, входящих в пятерку», выше 150 млрд руб. Как пишет издание, исходя из отчетности по МСФО, речь идет о «Трансаэро» и UTair. Представители авиаперевозчиков от комментариев отказались.

Как пишет издание, в Минэкономразвития считают неизбежным уход с рынка ряда крупных компаний. Это связано с тем, что выплата долгов по кредитам маловероятна «без масштабных инвестиций собственников». В пример ведомство приводит кризис 2008 года, когда восстановлению помогло банкротство Air Union.

Замминистра экономического развития Евгений Елин, который курировал разработку документа, пояснил изданию, что Минэкономразвития инициировало мониторинг, для того чтобы выявить наиболее проблемные отрасли и перейти от общеэкономических антикризисных мер к конкретным усилиям поддержки. Обсуждение документа должно состояться в правительстве.

По его словам, министерство предлагает пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, «которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов «подзагнали» всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам».

Он заявил, что сейчас хроническая убыточность перевозчиков не позволяет авиапрому рассчитывать на заказы, а сами компании не могут погасить долги. По словам Елина, если правительство поддержит предложения МЭР, госбанкам и лизинговым компаниям придется зафиксировать убытки, что заставит их пересмотреть методы оценки рисков.

Минэкономики также указывает на проблемы, которые уже признавали в отрасли: избыток пассажирских кресел (с мая он превысил показатели прошлого года). Ведомство указывает, что завышенные темпы роста провозных емкостей провоцировали облегченный доступ отдельных перевозчиков к кредитам.

По словам источника в ведомстве, «Аэрофлоту», к примеру, навязывали вне потребности за валюту дорогие SSJ 100. «Невозможность возврата кредита крупной авиакомпании уже вынудила Сбербанк создать резервы», — говорит собеседник. По данным издания, речь шла о кредите «Трансаэро», в самом банке от комментариев отказались.​

Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты