Бизнес, 11 фев 2016, 21:09

Часть имущества «Газпрома» попросят передать его транспортным «дочкам»

ФАС готовит комплекс мер по созданию единого тарифа на транспортировку и хранение газа для «Газпрома», его «дочек» и конкурентов в соответствии с поручением президентской комиссии по ТЭК
Читать в полной версии
Фото: «РИА Новости»

​ФАС прорабатывает комплекс мер по выделению услуги транспортировки газа и его хранения из состава общих расходов «Газпрома» на газификацию, заложенных в оптовой цене на газ для регионов, которую ранее регулировала ФСТ (в конце прошлого года вошла в состав ФАС), рассказал РБК заместитель руководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. По его словам, в результате это даст возможность предоставить единый для «Газпрома» и его дочерних обществ, а также независимых производителей газа тариф на транспорт и хранение газа.

Профильным ведомствам и компаниям поручено проработать единый тариф на транспортировку и хранение газа для «Газпрома» и его конкурентов до 1 июня. Об этом говорится в протоколе президентской комиссии по ТЭК, состоявшейся 27 октября 2015 года (протокол подписан только 9 февраля, у РБК есть копия). «Проработать вопрос повышения ответственности поставщиков природного газа в регионы России, в том числе путем закрепления в контрактах обязательств по обеспечению поставок в пиковые периоды, предусмотрев равные экономические условия для работы всех поставщиков на газовом рынке (включая доступность транспортной инфраструктуры и мощностей по хранению газа, а также справедливое тарифообразование на эти услуги)», — говорится в документе.

Сейчас, по словам Голомолзина, транспортировка по единому тарифу доступна только для газа, продаваемого на бирже. «Чтобы повысить прозрачность тарифов на транспорт газа, нужно решить вопрос с арендой имущества «Газпрома» его дочерними структурами — «трансгазами»: размер арендных ставок вызывает сомнения в их обоснованности и прозрачности при формировании тарифов на прокачку газа для конкурентов». В январе на эту схему в правоохранительные органы жаловался активист ОНФ Александр Кулаков.

«Трансгазы» формально являются самостоятельными юридическими лицами, но входят в состав группы лиц «Газпрома». Поэтому, по мнению Голомолзина, для выделения стоимости услуги транспортировки газа из суммы расходов на газификацию достаточно передать «трансгазам» их имущество (инфраструктурные объекты — газораспределительные станции и газопроводы). Он не исключил разделения «Газпрома», на котором настаивала «Роснефть», но в более отдаленной перспективе. «Сначала нужно повысить прозрачность тарифообразования и доступа к транспортной инфраструктуре «Газпрома», а потом двигаться дальше», — сказал он.

Источник РБК, близкий к одной из «дочек» «Газпрома», считает, что передавать имущество газовой монополии «трансгазам» нецелесообразно: «Имущество в виде газораспределительных станций и трубопроводов при передаче предстоит оценить. Непонятно, как это делать, к тому же у этих организаций долги перед головной структурой». «Сейчас тарифы прозрачны: «Газпром» платит за прокачку газа «трансгазам» по магистральным трубопроводам», — добавляет собеседник РБК.

Представитель «Газпрома» не смог оперативно предоставить комментарий.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать