Технологии и медиа, 12 мая 2016, 10:09

Доходы «ВымпелКома» на одного абонента снизились до рекордного уровня

Абоненты «ВымпелКома» стали больше говорить и пользоваться мобильный интернетом, но платить за это начали меньше. В первом квартале 2016 года средний доход на одного абонента достиг минимального с 2012 года уровня
Читать в полной версии
Фото: Владислав Шатило / РБК

Средний месячный доход на одного абонента мобильной связи (показатель ARPU) оператора «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в первом квартале 2016 года снизился на 3%, до 291 руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из отчетности материнской компании VimpelCom. ARPU «ВымпелКома» впервые оказался ниже 300 руб., это минимальный квартальный уровень у оператора с 2012 года, когда компания начала указывать средний доход на абонента в рублях, а не в долларах.

Несмотря на снижение ARPU, объем потребляемых клиентами «ВымпелКома» услуг за отчетный период год к году увеличился: среднее количество минут разговоров (MOU) выросло на 4%, до 315, потребление интернет-трафика — на 30%, до 1,9 Гб. Число абонентов мобильной связи «ВымпелКома» достигло 55,7 млн, что больше аналогичного показателя годичной давности на 4%.

Снижение ARPU связано с тем, что клиенты переходят на пакетные тарифы, рассказал РБК представитель оператора. По его словам, абоненты старых тарифов, цена которых была выше рыночной, при переходе на новые сокращают расходы, но увеличивают потребление услуг. «Постепенно этот процесс стабилизируется, поэтому мы рассчитываем и на стабилизацию ARPU», — отметил представитель компании.

Выручка «ВымпелКома» не изменилась по сравнению с первым кварталом 2015 года и составила 66,3 млрд руб. (в отчетности также приведен показатель выручки от услуг российского подразделения VimpelCom в долларах — он в первом квартале 2016-го упал на 18%, до $852 млн). При этом выручка от мобильных услуг подросла на 1%, до 52,6 млрд руб. Негативными факторами, влияющими на динамику роста, по-прежнему остаются экономический спад и ослабление рубля, говорится в отчетности VimpelCom. Кроме того, давление оказывает возрастающая конкуренция на рынке мобильной связи.

Показатель EBITDA компании в России снизился на 8% год к году, до 24,2 млрд руб. (в долларах — на 23%, до $324 млн). На ухудшение этого показателя повлияли падение выручки от фиксированных услуг (на 11%, до 10,9 млрд руб.), а также рост стоимости роуминга и взаиморасчетов между операторами под влиянием курса рубля.

Выручка всей группы VimpelCom в первом квартале 2016 года сократилась на 12%, до $2 млрд. В компании объясняют это волатильностью курсов валют в странах присутствия — кроме России, оператор работает в семи странах региона Евразия, а также в Алжире, Пакистане, Бангладеш и Италии. Чистая прибыль группы выросла на 3%, до $189 млн.

Кроме «ВымпелКома», из операторов «большой четверки» о результатах первого квартала 2016 года пока отчитался только «МегаФон». Его выручка в России выросла на 1,7%, до 72,7 млрд руб. Средний доход на одного абонента эта компания не раскрывает с 2015 года. Показатель ARPU по итогам 2015 года сократился и у МТС (на 4%, до 326 руб.), и у Tele2 (на 12%, до 217 руб.). Последняя объясняла это сокращением спроса на голосовые услуги на рынке и падением покупательной способности населения.

Последние несколько лет операторы переходят к пакетным тарифам, из-за чего увеличивается объем потребляемых абонентами услуг, но цены на них растут несильно, что негативно сказывается на ARPU, объясняет аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. По данным «ВымпелКома», пакетными тарифами в 2015 году пользовались 34% его абонентов по сравнению с 20% годом ранее.

В целом цены на услуги у «Билайна» в первом квартале относительно аналогичного периода прошлого года существенно не снижались: хотя оператор корректировал пакетные тарифы в 2016 году, на результатах отчетного периода это вряд ли сказалось, считает Савватин. По его мнению, об общей динамике цен оператора можно судить по показателю средней стоимости минуты разговора. «ВымпелКом» этот показатель не раскрывает, но, по словам Савватина, его можно посчитать, разделив MOU на ARPU. Исходя из такой оценки, средняя стоимость минуты у оператора сократилась примерно на 10% — с 1,1 руб. до 1 руб. год к году. При этом делать выводы по первому кварталу неправильно, в этом периоде показатели обычно всегда хуже, чем в последующие, говорит эксперт.

Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
«Apple после Джобса». Что будет с акциями «Яндекса» после выкупа
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Мозг мешает нам замечать счастье. Как это изменить — Fast Company
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным