Бизнес, 15 мар 2019, 14:39

Проект порта Тамань предложили пересмотреть из-за риска санкций Украины

Чтобы исключить риск санкций Киева, Минтранс попросил перенести сроки подготовки проектной документации порта Тамань на полгода, до октября 2019- го. В прежнем проекте подходной канал был на территории Украины образца 2014 года
Читать в полной версии
(Фото: Виталий Тимкив / ТАСС)

Украинский фактор

Министр транспорта Евгений Дитрих обратился к вице-премьеру Максиму Акимову, курирующему транспорт, с просьбой перенести срок корректировки проектной документации для строительства сухогрузного морского порта Тамань с марта на октябрь 2019 года. Об этом говорится в письме Дитриха от 1 марта, к которому приложен новый проект развития порта. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник, знакомый с текстом письма.

Представитель Акимова сообщил РБК, что в аппарате вице-премьера сейчас изучают письмо Дитриха. От дальнейших комментариев он отказался. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

«Были дополнительно проанализированы риски проекта и согласована с потенциальными инвесторами необходимость изменения месторасположения подходного канала в целях исключения возможных санкционных ограничений со стороны Украины», — говорится в письме Дитриха. Подходной канал — это участок судоходного канала или примыкающего к судопропускному сооружению, оборудованный причальными сооружениями, обеспечивающие безопасные условия расхождения судов, выходящих из шлюзов, с судами, ожидающими шлюзования.

«Таким образом, обезопасили проект от потенциального риска. Подходной канал планируется сделать так, чтобы он не заходил на территорию Украины образца до 2014 года [до присоединения Крыма к России]», — пояснил РБК источник, знакомый с деталями проекта строительства порта Тамань. По его словам, изначально проектно-сметная документация порта была утверждена с подходным каналом по прямой линии, без захода на бывшую территорию Украины. Но в ноябре 2018 года рассматривался вариант корректировки — с заходом на эту территорию. Теперь от этого варианта отказались из-за потенциальных рисков, заключил собеседник РБК.

Разработка канала, который проходил бы только по российским территориальным водам в границах до 2014 года, делала проект несколько дороже — он проходит по мелководью, следовательно, нужно вынимать больший объем грунта, добавил источник, знакомый с проектировкой портов в Черном море. Но в то же время этот вариант не зависит от претензий других стран, отметил он.

Введение санкций со стороны Украины может формировать риски только с точки зрения сокращения объемов грузов, в первую очередь нефти, нефтепродуктров и угля, поставляемых в эту страну из Тамани, сказал РБК партнер компании «НАФКО» Павел Иккерт. По данным ФТС, на Южный федеральный округ приходится $0,9 млрд из $5,09 млрд российского экспорта на Украину в 2018 году, при этом значительная часть грузов отправляется именно морем.

Но куда большая угроза для проекта — введение санкций со стороны США и Евросоюза, замечает эксперт. По его мнению, такие санкции вполне могут быть введены со стороны Вашингтона, если подходной канал выйдет за пределы России в границах 2014 года, это может стать формальным основанием для введения ограничений по образцу санкций в отношении ГУП «Крымские морские порты», предполагает Иккерт. Сейчас США тщательно отслеживают суда, заходящие в порты полуострова, и вводят в их отношении вторичные санкции (запрет на обслуживание в морских портах других стран).

Если Тамань, которая задумывалась как важнейший для России международный порт, окажется под западными санкциями, это приведет к тому, что проект потеряет привлекательность для таких потенциальных инвесторов, как СУЭК, «Роснефть» и другие компании, предупреждает эксперт: бизнесу, ориентированному на экспорт, может оказаться просто не нужен такой порт.

Не первая корректировка

Это не первая корректировка местоположения объектов Тамани. Одной из целей разработки новой проектной документации, которую Дитрих направил Акимову, стало исключение из границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака. Вице-премьер давал поручение до 1 декабря 2018 года договориться с компанией о продаже земель либо исключить из проекта эти объекты. В итоге вместо этих земель будут использоваться в том числе искусственные земельные сооружения, следует из письма.

Порт Тамань стоимостью 170 млрд руб. на первом этапе предполагает строительство семи терминалов с общим грузооборотом 66,94 млн т. Должно быть построено два угольных терминала «Кузбассразрезугля» и СУЭКа на 20 млн т и 12 млн т соответственно, терминал металлургических грузов «Металлоинвеста» (9 млн т), зерновой терминал ЭФКО на 20 млн т, угольный терминал «СДС-Уголь» (5 млн т), а также бункеровочная база «дочки» «Роснефти» «РН-Бункер» (0,9 млн т) и терминал спецназначения «Ростеха». Порт будет строиться на условиях концессии, за основу проекта взята модель порта Лавна, где первоначально контролирующим акционером была подведомственная Минтрансу Государственная транспортная логистическая компания (ГТЛК), которая в феврале 2019 года привлекла частных инвесторов. Минтранс предложил, чтобы ГТЛК получила 75% управляющей компании «РМП Тамань», а затем перепродала доли в компании стратегическим инвесторам.

Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива