Технологии и медиа, 20 окт 2019, 09:48

Кабмин предложил обязать банки проверять клиентов по номеру телефона

Кредитные организации должны будут в обязательном порядке обращаться к единой системе проверки сведений об абоненте (ЕИС), куда будут направлять данные сотовые операторы. Создать ЕИС правительство предлагает также за счет банков
Читать в полной версии
Фото: DPA / ТАСС

Банки необходимо обязать верифицировать паспортные данные клиентов по номеру их телефона с помощью единой информационной системы проверки сведений об абоненте (ЕИС). С такой инициативой выступило правительство, пишут «Известия» со ссылкой на главу комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова.

В марте 2019 года Госдума приняла в первом чтении внесенный группой депутатов во главе с Аксаковым законопроект о создании ЕИС, куда операторы связи будут передавать доступные им данные об абонентах, в том числе паспортные и номер телефона. Предполагалось, что среди прочих систему по желанию смогут использовать банки и операторы платежных систем для сравнения собственной информации о клиентах с данными ЕИС. Документ также наделяет правительство полномочиями утверждать требования к ЕИС и порядок доступа к этой информации.

Как поясняет газета, инициатива направлена на борьбу с мошенничеством: в случае звонка в банк злоумышленника, который знает паспортные данные жертвы и представился ее именем, кредитная организация сможет «моментально установить» настоящий номер звонящего. Кроме того, законопроект поможет избавить россиян, которые купили новую сим-карту, от звонков коллекторов с претензиями к предыдущему владельцу телефонного номера.

Перед вторым чтением документа, которое запланировано на ноябрь, правительство предложило сделать использование системы кредитными организациями обязательным, пояснил Аксаков. Кроме того, кабмин предлагает создать систему за счет банков, а не операторов связи, как было предусмотрено первоначально.

«Поправки правительства, скорее всего, будут поддержаны комитетом [Госдумы по финансовому рынку]. [Но] некоторые предложения требуют дискуссии. Банки, неактивно работающие с гражданами, не видят смысла для участия в такой проверке. Не все кредитные организации готовы тратиться на эту систему», — пояснил Аксаков.

Член правления Почта Банка Павел Тулубьев заявил «Известиям», что, несмотря на «правильность» предложения, большая часть базы у операторов — с устаревшими паспортными данными, а информация о пользователе сим-карты и фактическом владельце номера может не совпадать. При внедрении ЕИС проблемы начнутся у добропорядочных граждан, предположил руководитель управления кредитных рисков розничного сегмента Райффайзенбанка Алексей Крамарский: например, если один член семьи использует номер, оформленный на другого.

В сотовых операторах — «Билайне» и Tele2 — «Известиям» сообщили, что не поддерживают создание ЕИС даже за счет банков. В МТС отметили, что расходы на реализацию требований закона могут составить десятки миллионов рублей. В «МегаФоне» заявили, что выступают за борьбу с мошенничеством, но пояснили, что предложенный механизм не решает эту задачу напрямую. Более того, операторы «большой тройки» предупреждали Аксакова, что создание системы может привести к утечке данных миллионов абонентов. 

Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива