Юристы назвали способы избежать отключения воды из-за долгов соседей
Заключение договоров ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями позволит жителям многоквартирных домов избежать ситуации, когда дом отключают от водоснабжения из-за долгов. Об этом РБК сообщил председатель коллегии адвокатов «Старинский и партнеры» Владимир Старинский. В данном случае воду, если и отключат, то только у неплательщиков, пояснил он.
«Самый простой способ — чтобы жители заключали прямой договор с ресурсоснабжающими организациями. Эта ситуация не первая и не последняя, когда управляющая компания либо ТСЖ банкротятся, либо временно не имеют возможности расплачиваться с поставщиками услуг. И начинается: отключают воду, свет и так далее. Тогда, если и отключат кого-то, то конкретного неплательщика, а не весь дом целиком», — сказал Старинский.
По его словам, часто управляющие компании «наберут много домов», однако платить по обязательствам не могут. Из-за неверной политики руководства страдают обычные граждане, скорее всего, заплатившие за услуги ЖКХ, указал адвокат.
Граждане, добросовестно оплачивающие коммунальные услуги, но пострадавшие из-за отключения всего дома от снабжения теплом, водой, могут пожаловаться в управляющую компанию и потребовать возмещения морального вреда. «Если претензия не удовлетворяется добровольно, тогда в суд», — добавил глава коллегии адвокатов «Старинский и партнеры».
Добросовестные плательщики могут обратиться также в жилищную инспекцию, управление ФАС и прокуратуру, сообщил, в свою очередь, управляющий партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и Партнеры» Александр Надмитов РБК. В случае приостановления оказания услуги в действиях управляющей организации могут усматриваться признаки правонарушения по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), а также по ч. 1 ст. 10 «Закона о защите конкуренции».
«Кроме того, есть возможность взыскать компенсацию морального вреда с управляющей организации за бездействие по исполнению договора управления многоквартирным домом, выразившееся в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества», — объяснил Надмитов. Он подчеркнул, что ограничение услуг жителям домов, регулярно платящим за услуги ЖКХ, является незаконным.
«В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 правил (утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года. — РБК) действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства», — добавил адвокат.
«Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭК) днем 20 июля сообщила, что в начале июля отключала от горячей воды элитный дом в центре Москвы. Его обслуживает компания «ПИК-Комфорт». При этом в сообщении МОЭК говорилось, что компания «ООО «ПИК-Комфорт» является одним из постоянных крупных должников за поставленные тепловые ресурсы». Отключение воды МОЭК же связало с задолженностью: «По этой причине «МОЭК» вынужден прибегать к крайним мерам воздействия, вплоть до введения ограничения поставки горячего водоснабжения. Так, ПАО «МОЭК» в начале июля ограничивало горячее водоснабжение в элитном доме бизнес-класса «Пресненский вал, 21», находящемся в управлении ООО «ПИК-Комфорт», — говорилось в сообщении МОЭК.
Информацию об отключении дома в «ПИК-Комфорт» назвали не соответствующей действительности. «Отключение горячего водоснабжения в многоквартирном доме по адресу Пресненский вал, 21 было плановым, проводившемся в связи с гидравлическими испытаниями, по графику с 5 по 14 июля 2020 года. Никаких дополнительных или внеплановых отключений в этом доме не было», — говорил РБК гендиректор УК «ПИК-Комфорт» Сергей Рубцов.
В октябре 2019 года МОЭК пригрозила отключить от горячей воды из-за задолженности 180 жилых домов. Речь шла о домах, которыми управляла компания «ЮНИ-Дом». Долг компании составлял, как говорилось в сообщении МОЭК, 900 млн руб.