Финансы, 09 сен 2021, 08:31

Финансовые организации обязали раскрывать риски клиентам в договоре

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Кредитные организации, страховые компании, управляющие, кредитные кооперативы, брокеры, инвестиционные советники, фонды и микрофинансовые организации при заключении договора с клиентом теперь обязаны информировать его обо всех условиях и рисках, связанных с исполнением такого договора.

Соответствующий федеральный закон №192-ФЗ в июне приняли обе палаты Федерального собрания. Затем его подписал президент, и он был опубликован на портале нормативных актов 11 июня. Статьи, определяющие порядок заключения договоров с финансовыми организациями, вступают в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования, то есть 9 сентября.

В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что документ разработан для того, чтобы защитить права потребителей финансовых услуг. Его авторы — группа сенаторов и депутатов — указывали, что права клиентов финансовых организаций обычно нарушаются из-за отсутствия перечня требований к финансовым организациям, закрепленного на законодательном уровне. Кроме того, много споров между физическими и юридическими лицами возникает из-за недостаточного информирования клиентов об условиях купленной финансовой услуги.

Теперь все финансовые организации, заключая договор с клиентом, должны информировать клиента обо всех условиях сделки и рисках, связанных с ее исполнением. Форму, способы и порядок информирования клиентов устанавливает Центральный банк (ЦБ). Если же эти обязательства не будут исполнены, ЦБ может взыскать с юридического лица штраф, размеры которого в зависимости от нарушения определены ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».

Минимальные требования к объему и содержанию предоставляемой информации предусмотрены законом 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» или могут устанавливаться нормативным актом Банка России.

В мае 2020 года Центробанк предложил единый подход по информированию граждан о финансовых продуктах. По задумке регулятора, все клиенты до подписания договора должны получать специальный пакет документов с цветовой маркировкой и информацией о рисках. Это должно прекратить недобросовестные практики мисселинга (подмены одного продукта другим), навязывания услуг, продажи услуг без лицензии в обход надзора ЦБ и предоставления неполной информации о продукте, считает регулятор. По задумке, документ должен содержать семь разделов и иметь цветовую или цифровую шкалу с оценкой сложности инвестпродукта.

В декабре 2020 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина также предложила запретить банкам и брокерам продажу сложных инвестиционных инструментов неопытным инвесторам. По ее словам, сделать это необходимо, чтобы финансовые организации «не впаривали» такие продукты только пришедшим на фондовый рынок инвесторам. В итоге регулятор рекомендовал банкам и брокерам воздержаться от продажи населению сложных финансовых продуктов до тех пор, пока в октябре 2021 года не заработает концепция тестирования неквалифицированных инвесторов на знание рисков сложных продуктов.

Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией