Финансы, 09 сен 2021, 08:31

Финансовые организации обязали раскрывать риски клиентам в договоре

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Кредитные организации, страховые компании, управляющие, кредитные кооперативы, брокеры, инвестиционные советники, фонды и микрофинансовые организации при заключении договора с клиентом теперь обязаны информировать его обо всех условиях и рисках, связанных с исполнением такого договора.

Соответствующий федеральный закон №192-ФЗ в июне приняли обе палаты Федерального собрания. Затем его подписал президент, и он был опубликован на портале нормативных актов 11 июня. Статьи, определяющие порядок заключения договоров с финансовыми организациями, вступают в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования, то есть 9 сентября.

В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что документ разработан для того, чтобы защитить права потребителей финансовых услуг. Его авторы — группа сенаторов и депутатов — указывали, что права клиентов финансовых организаций обычно нарушаются из-за отсутствия перечня требований к финансовым организациям, закрепленного на законодательном уровне. Кроме того, много споров между физическими и юридическими лицами возникает из-за недостаточного информирования клиентов об условиях купленной финансовой услуги.

Теперь все финансовые организации, заключая договор с клиентом, должны информировать клиента обо всех условиях сделки и рисках, связанных с ее исполнением. Форму, способы и порядок информирования клиентов устанавливает Центральный банк (ЦБ). Если же эти обязательства не будут исполнены, ЦБ может взыскать с юридического лица штраф, размеры которого в зависимости от нарушения определены ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».

Минимальные требования к объему и содержанию предоставляемой информации предусмотрены законом 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» или могут устанавливаться нормативным актом Банка России.

В мае 2020 года Центробанк предложил единый подход по информированию граждан о финансовых продуктах. По задумке регулятора, все клиенты до подписания договора должны получать специальный пакет документов с цветовой маркировкой и информацией о рисках. Это должно прекратить недобросовестные практики мисселинга (подмены одного продукта другим), навязывания услуг, продажи услуг без лицензии в обход надзора ЦБ и предоставления неполной информации о продукте, считает регулятор. По задумке, документ должен содержать семь разделов и иметь цветовую или цифровую шкалу с оценкой сложности инвестпродукта.

В декабре 2020 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина также предложила запретить банкам и брокерам продажу сложных инвестиционных инструментов неопытным инвесторам. По ее словам, сделать это необходимо, чтобы финансовые организации «не впаривали» такие продукты только пришедшим на фондовый рынок инвесторам. В итоге регулятор рекомендовал банкам и брокерам воздержаться от продажи населению сложных финансовых продуктов до тех пор, пока в октябре 2021 года не заработает концепция тестирования неквалифицированных инвесторов на знание рисков сложных продуктов.

Pro
Закрытая подписка, неденежная оплата: как провести допэмиссию акций АО
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как с помощью ИИ мы вдвое увеличили выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни