Итоги 2021, 23 дек 2021, 05:30

Предприниматели назвали главную проблему 2021 года для бизнеса

Читать в полной версии
Фото: Дмитрий Голубович / ТАСС

Рост цен на транспортные и логистические услуги назвали главной проблемой для бизнеса в 2021 году 67% предпринимателей, принявших участие в исследовании, проведенном аналитической службой Wildberries (есть у РБК). Главный позитивный тренд года — активное развитие онлайн-продаж, его назвали больше половины (55%) опрошенных.

В опросе приняли участие свыше 7700 предпринимателей в 82 регионах страны. Он прошел во второй половине декабря 2021 года. Около 81% опрошенных являются индивидуальными предпринимателями, 11% — представителями небольших компаний с численностью сотрудников до 250 человек, 7% — самозанятыми и 1% — представителями крупного бизнеса.

Среди других событий, сдерживавших развитие бизнеса, предприниматели назвали глобальные внешнеэкономические факторы (66% опрошенных). 55% указали в числе главных проблем высокую конкуренцию в своей отрасли.

21% опрошенных пожаловались на высокую инфляцию. По 15% респондентов отметили негативное влияние на их бизнес ограничений из-за коронавируса и колебания курсов валют, 11% — излишнюю бюрократию и 4% — рост ставок по кредитам в стране.

К позитивным событиям 2021 года, которые помогли бизнесу, 29% предпринимателей отнесли рост потребительского спроса. 27% отметили цифровизацию бизнес-процессов (например, электронный документооборот и т.д.). 23% сообщили, что добиться поставленных целей им помогло дополнительное образование (участие в обучающих программах по бизнесу и менеджменту).

Только 5% в числе позитивных факторов отметили госпрограммы поддержки предпринимательства и частные инициативы онлайн-ретейлеров и банков.

Проведенный ранее опрос ЦСР «Бизнес-климат в России» показал, что 80% российских компаний считают, что им нужна поддержка со стороны государства. Чаще всего о необходимости господдержки говорят компании из отраслей легкой и пищевой промышленности, торговли и сферы услуг, а также тяжелой промышленности.

Pro
«Все негодяи, один я в белом пальто»: три губительные установки лидера
Pro
4 тренда менеджмента, за которыми стоит следить в 2025 году
Pro
«Навязчивые» услуги: как закон затронет бизнес на миллиарды
Pro
Как ставить рабочие задачи, чтобы их правильно понимали: три техники
Pro
«Самая большая ошибка — это расфокус»: как строить бизнес без границ
Pro
«Самая агрессивная программа»: зачем Трамп ввел режим ЧП в энергетике
Pro
Топ-5 технологий, которые позволят преодолеть дефицит кадров в ретейле
Pro
Продавцы на маркетплейсах редко страхуют свои риски. Почему так