Политика, 10 янв 2022, 15:15

Эксперты нашли в законе о лихачах неоднозначности и изъяны

Читать в полной версии
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

В законе об уголовном наказании для водителей, которые неоднократно нарушали правила дорожного движения и были лишены водительских прав, есть неоднозначности и изъяны, заявили опрошенные РБК эксперты.

Действие закона распространяется только на 3–4% злостных нарушителей, отметил в разговоре с РБК председатель общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин. При этом под него не подпадают те, кто попал на камеру, а это львиная доля нарушителей, сказал он.

«Получается глубочайшее неравенство перед законом. Кто-то будет уходить от ответственности, кто-то попадется инспектору и сядет в тюрьму. Здесь и взятки будут колоссальные», — заявил Похмелкин.

С другой стороны, привлекать к уголовной ответственности на основании записей с камер тоже нельзя, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Автомобиль может использовать другой человек, а наказание будет грозить собственнику, которым может оказаться человек без прав или юридическое лицо, пояснил он.

Шкуматов также отметил, что действие закона распространяется лишь на малую часть нарушителей. «Для того чтобы попасть под действие этого закона, нужно попасться на встречке или с превышением на 60 км/ч, уже будучи лишенным права управления на год. Это совсем неадекваты, слава Богу, таких немного», — отметил он.

В то же время, по словам Шкуматова, в законе есть неточность: не указано, был ли лишен прав водитель на момент нарушения или вообще. Неоднозначность толкования может привести к привлечению к уголовной ответственности тех, кто был лишен прав, успел получить их снова и затем допустить нарушение, отметил эксперт.

«А это не совсем справедливо: у нас выездом на встречку считается практически любой заезд за сплошную линию разметки. Иногда разметка настолько замысловатая и настолько странная, что нарушителями становятся почти все водители. Нужно, чтобы судебная система и Верховный суд выяснили, что имели в виду депутаты», — считает Шкуматов.

В целом же штрафы — это эффективная мера, «если их аккуратно взимать», отметил Похмелкин. «Проблема не в суровости наказания, а в его неотвратимости», — заключил он.

Закон об уголовной ответственности для водителей, которые неоднократно нарушали правила дорожного движения и были лишены водительских прав, вступил в силу 10 декабря. Теперь в Уголовном кодексе появилась ст. 264.2 (нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами). Наказание будет действовать только в случае фиксации нарушения сотрудником ГИБДД.

Те, кого лишили прав за превышение скорости на 60 км/ч или более либо за выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути более двух раз, получат штраф 200–300 тыс. руб.

Нарушителям также может грозить до двух лет лишения свободы. Если осужденный по новой статье снова нарушит закон, суд может увеличить тюремный срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности до шести лет.

Pro
Как рестораны автоматизируют бизнес: шесть актуальных направлений
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Америка, Китай и «неприсоединившиеся». Как мир распадается на блоки
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня