Бизнес, 17 янв 2023, 12:09

Семья экс-владельца «Подсолнухов» Ван Гога потребовала $1 млрд и картину

Читать в полной версии
(Фото: wikimedia.org)

Наследники немецкого банкира Пауля фон Мендельсон-Бартольди потребовали от японской компании Sompo Holdings Inc. вернуть картину Ван Гога из серии «Подсолнухи» и выплатить более $1 млрд, сообщает Bloomberg со ссылкой на иск.

Фон Мендельсон-Бартольди был вынужден отдать полотно парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу в 1934 году, когда евреев в Германии лишали активов. Картину в 1987 году за $40 млн купила на лондонском аукционе Christie's компания Yasuda Fire & Marine Insurance (старое название Sompo).

Теперь «Подсолнухи» выставляются в музее токийского района Синдзюку. Вход туда стоит ¥1600 ($12), для школьников — бесплатно. Sompo интегрировала полотно в свой корпоративный имидж: одна из «дочек» компании называется Sompo Himawari Life Insurance Inc. (слово himawari переводится как «подсолнух»).

Наследники банкира подали иск в федеральный суд США в штате Иллинойс с требованием вернуть картину, выплатить $690 млн за «незаконное обогащение» и $750 млн в качестве компенсации убытков. Страховщик неправомерно извлекал выгоду из «Подсолнухов» «в течение многих лет, зная, что картина стала жертвой нацистской политики, и делая вид, что это не так», утверждается в иске.

Картина не покидала Японию с 2002 года, когда ее предоставили Чикагскому институту искусств для выставки работ Ван Гога. Тогда представитель Sompo донес до музея свои опасения, что полотно может столкнуться с «проблемой конфискации» из-за ее прошлого, связанного с нацистами, следует из копии приложенного к иску наследников электронного письма. «Несмотря на то что Sompo Holdings давно знает, что «Подсолнухи» являются жертвой нацистской политики и что Мендельсон-Бартольди потерял картину в результате несправедливости нацистов, Sompo Holdings активно интегрировала картину в свой корпоративный стиль», — заявили истцы.

В Sompo не согласились с доводами наследников. «Эта картина была куплена справедливо на аукционе Christie's 35 лет назад, выставлялась в Токио в течение 35 лет, и нет никаких сомнений в законности ее собственности», — говорится в заявлении компании. Там сказали что намерены отстаивать свои права на полотно.

Наследники фон Мендельсона-Бартольди не в первый раз пытаются вернуть принадлежавшие ему картины. До этого они требовали возмещения от Нью-Йоркского музея современного искусства, Музея Гуггенхейма и Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Семья банкира пришла к соглашению с владельцами четырех картин Пикассо: «Женская голова», «Мальчик, ведущий лошадь», «Мулен де ла Галетт» и «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото». Как отмечает The Wall Street Journal, Национальная галерея согласилась передать наследникам право владения «Женской головой», а договоренности с музеями по остальным трем работам не включали переход права собственности.

Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
ФНС против четырех новых налоговых схем. Кейсы
Минфин собрал заявки на дебютные ОФЗ в юанях. Стоит ли их покупать
Торговать как миллионер: 6 правил состоятельных инвесторов России
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозу
Выкуп за 1 руб. Какие кейсы с опционами в России доходят до судов
10 мифов о продуктивности руководителей и подчиненных