Профсоюз предсказал появление в России 60 тыс. «лишних» учителей
В связи со снижением числа учеников около 60 тыс. учителей начальных классов могут стать «лишними» к 2028 году, сообщают «Известия» со ссылкой на исследование профсоюза «Учитель».
По подсчетам аналитиков, с 1 сентября 2025 года учеников начальных классов (1–4-е классы) будет меньше на 346,7 тыс. По данным Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, в 2024 году на одного педагога приходилось 20 обучающихся.
«Это означает, что уже в приближающемся учебном году более 17,3 тыс. педагогов начальных классов станут лишними, в 2026–2027 годах высвободятся еще почти 21,5 тыс. учителей «началки», а затем — еще 20,5 тыс.», — рассказала оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова.
Таким образом, к 2028 году число «лишних» учителей начальных классов может достигнуть 59,3 тыс.
При этом в этот же период количество учеников средней школы (5–9-е классы), наоборот, вырастет — на 314,5 тыс. Это значит, что потребуется дополнительно 13,8 тыс. педагогов, уточнила Мирясова. Однако в период с 2028 по 2031 год число начнет резко снижаться — в общем на 1,4 млн детей.
В Минпросвещения предложили вариант, при котором учителя начальных классов могут переквалифицироваться в учителей-предметников в основной и старшей школе.
«Действительно, число учеников начальной школы в целом по стране сокращается, и динамику изменений волн численности можно посмотреть по данным Росстата. Вместе с тем, это сокращение происходит не во всех регионах и не одномоментно, поэтому ситуацию надо рассматривать в привязке к конкретному региону. Если же говорить об общем тренде, то действительно число учащихся начальной школы будет снижаться, а значит, и сокращаться количество классов. В это же время будет расти численность средней школы, интерес и потребность к группам продленного дня и школе полного дня, необходимость в социальных педагогах, школьных психологах, тьюторах, педагогах дополнительного образования», — говорит проректор Высшей школы экономики и руководитель рабочей группы «Общее образование» Стратегии развития образования 2036 Татьяна Васильева.
По ее мнению, для этого будут нужны квалифицированные кадры, и «для высвободившихся учителей» система образования предложит такие возможности и создаст условия для повышения квалификации, профпереподготовки и обучения. По словам Васильевой, в качестве основных направлений развития системы образования — приоритет сохранения и профессионального развития педагогов в условиях меняющейся демографии.
Ранее Минпросвещения установило, сколько часов в неделю должны учиться школьники 1–4-х классов по максимально допустимой нагрузке. Так, с 1 сентября 2025 года нагрузка в 1-м классе составит от 20 до 21 часа в неделю, во 2-м классе — от 23 до 26 часов, в 3-м классе — от 23 до 26 часов, в 4-м классе — от 23 до 26 часов.
При этом за четыре учебных года занятий не может быть меньше 2966 часов и больше 3305 часов при пятидневной или шестидневной учебной неделе.
Читайте РБК в Telegram.