Общество, 03 дек, 15:33

ВЦИОМ выяснил, сколько россиян верят в судьбу и тайные общества

Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Четверо из десяти россиян (40%) признались в ходе социологического опроса, что верят в тайные организации, которые скрыто управляют ходом событий в стране и мире. Каждый второй респондент-конспиролог принадлежит так называемому поколению застоя — рожден в период с 1948 по 1967 год. Результаты исследования опубликованы на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Согласно этому же опросу, существование тайных организаций опровергли 46% опрошенных. Для сравнения, в 1992 году скептиков было 26%, тогда как число сторонников теорий заговоров достигало 48%.

«В 1990-е годы в России вера в тайные общества — это как интеллектуальный костыль. Когда СССР развалился, институты рухнули, а ориентиры испарились — конспирология стала спасательным кругом», — объясняет глава пресс-службы аналитического центра ВЦИОМ Яна Ширяева. Сейчас, как считают авторы исследования, «взгляд на вещи стал более рационален».

Исследователи также поинтересовались у россиян, как часто у них возникало ощущение, что ими управляют «некие тайные силы». 85% опрошенных заявили, что никогда. В начале 90-х ответ «иногда» дали 48%.

Из свежего опроса следует, что больше всего рационально настроенных россиян находится в возрастной когорте младше 35 лет.

«Современную молодежь отличает приземленный взгляд на жизнь: зумеры и младшие миллениалы по большей части не верят в существование тайных организаций и судьбу, полагаясь на волю и разум», — заключили эксперты из ВЦИОМ.

Читайте РБК в Telegram.

«Я полгода работала лежа»: как Фиджи Симо стала вторым человеком в OpenAI
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в США
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собрать
5 главных ошибок на ПСН: за что можно попасть на штрафы и доначисления
«Ценовые ножницы»: что ждет российских нефтяников в 2026 году
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падает
Глава Института Европы — о том, как вернуться к диалогу России и ЕС
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразы