Общество, 01 фев 2011, 11:42

Экс-глава контрразведки Израиля: Домодедово можно превратить в крепость

Из аэропортов Московского транспортного узла вполне можно сделать практически неприступные для террористов крепости, считает бывший глава израильской контрразведки (Шин-Бет) Якоб Перри. И хотя 100% защищенности не сможет дать ни один комплекс мер, с помощью хорошего оборудования и грамотно выстроенной системы угрозу теракта можно свести к минимуму.
Читать в полной версии

В отличие от российской практики, в аэропорту Тель-Авива (Бен-Гурион) пассажиров начинают проверять задолго до входа в терминал. Сотрудники безопасности досматривают машины и багаж перед въездом на территорию аэропорта и опрашивают всех прибывающих о целях посещения аэропорта. Другие высматривают подозрительных личностей в толпе. Ежедневно контролем и досмотром прибывающих в аэропорт лиц занимаются сотни специалистов: офицеров безопасности, психологов, охранников, в форме и штатском, на КПП и перед мониторами камер.

Другим краеугольным камнем израильской авиабезопасности является техническая оснащенность аэропорта. Металлоискатели, камеры слежения, газоанализаторы, сенсоры, сканеры - вот далеко не полный перечень необходимого оборудования.

Только сочетанием этих двух факторов - обученного персонала и высокотехнологичных устройств - возможно добиться нужного результата, отмечает Я.Перри.

"Я хотел бы отметить, что мы в Израиле достаточно длительное время поддерживаем такое сочетание, и каждый год на эти цели тратятся довольно крупные средства. Однако если сравнивать этот бюджет с ценой человеческой жизни, то это оказывается вполне оправданно", - говорит контрразведчик, ныне возглавляющий израильскую компанию Magal (занимается системами безопасности на транспорте).

И действительно: в самом скромном случае только на техническое обеспечение придется потратить кругленькую сумму, исчисляемую в лучшем случае несколькими миллионами долларов. Оборудовать всем необходимым небольшой аэропорт стоит от 6 до 15 млн долл., а в случае с крупными аэропортами счет идет на десятки и сотни миллионов долларов, отмечает эксперт. При этом к указанным суммам прибавляются ежегодные расходы на персонал и техобслуживание.

Несмотря на то что установленная в Бен-Гурионе система безопасности считается одной из самых надежных в мире, многие эксперты говорят о невозможности ее применения в других странах, ведь по сути в Израиле только один столь крупный аэропорт и стране проще сосредоточить там силы и средства. Тем временем в Москве воздушных ворот такого масштаба стазу три: если через аэропорт Тель-Авива ежегодно проходят 12 млн человек, то через Внуково, Домодедово и Шереметьево - 45 млн.

Однако сам Я.Перри считает вполне возможным привить израильский опыт в российских условиях. Правда, тут же оговаривается он, придется сделать поправку на российскую специфику и ментальность (к примеру, российским властям едва ли придется рассчитывать на помощь бдительных граждан, как то регулярно происходит в Израиле).

"Всю систему придется приспосабливать под российские реалии, менталитет и ваши понятия о правах человека. В конце концов, в каждой стране этот набор индивидуален, и есть свои собственные ограничения. Но в целом я считаю применение нашего опыта обеспечения безопасности в России вполне возможным", - отметил он.

Напомним, что вскоре после взрыва в Домодедово, где жертвами террориста-смертника стали более 30 человек, российские власти подняли вопрос обеспечения безопасности на крупных транспортных объектах. В последующие после теракта дни от российских чиновников то и дело звучали предложения перенять израильский опыт обеспечения безопасности. О нем даже упоминал сам президент России Дмитрий Медведев.

Выгорание как стратегический риск: инструкция для CEO
83 млн рабочих мест исчезнут. Какие метанавыки помогут спасти карьеру
Всем нужен офис в Мумбаи: ждет ли пузырь рынок недвижимости Индии
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостероне
5 главных ошибок на ПСН: за что можно попасть на штрафы и доначисления
Разрыв в $100 млрд. Почему бюджет США недополучил денег от тарифов Трампа
Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиков
«Я старался, но все зря»: как понять, что вы застряли во фрустрации