Общество, 01 фев 2013, 01:04

Латвийские староходы

Читать в полной версии
Фото: РБК

Рижский моторный музей — один из самых почитаемых в среде автолюбителей. Созданный в 1989 году группой энтузиастов, он собрал в себе богатейшую коллекцию автомобилей различных марок. В экспозиции нашел приют ряд раритетных автомобилей, которые не выставляются более нигде в мире.

Свою историю Рижский моторный музей ведет от Клуба антикварных автомобилей (КАА) Латвии, который был создан в 70-е годы прошлого века. Тогда такие активисты, как Элмар Жвигулис, Виктор Кулберг, Айя Гайле, Юрис Гагайнис, ездили по всей стране и выкупали по цене металлолома многие трофейные автомобили, попавшие в страну после Великой Отечественной войны. Время оказывалось безжалостно к ржавым староходам, как тогда называли олдтаймеры, однако труд латышских мастеров возвращал их к жизни. Иногда в руки членов клуба попадали уникальные находки, к примеру, такие как гоночный автомобиль «Серебряная стрела» концерна Auto Union.

Крестным отцом Auto Union считается сам Фердинанд Порше. После прихода к власти в Германии нацисты подготовили план демонст­рации миру своего технического преимущества, важнейшей составляющей которого был автоспорт. Фердинанд Порше разрабатывал спортивные машины для концерна, образованного на основе Audi, DKW, Horch и Wanderer. В основе конструкции его автомобилей лежали шасси D-типа и V-образный 16-цилиндровый двигатель объемом 6 л с компрессором в развале блока цилиндров. В 1939 году немецкий гонщик Ганс Штук на такой машине победил на горных автогонках во Франции и занял второе место на трассе Гроссглокнер в Австрии. После войны несколько трофейных «Серебряных стрел» попали в руки советских специалистов. Их передали в ведение завода ЗИЛ, где машины тщательно изучались инженерами. Некоторые конструктивные идеи были заимствованы для создания своих гоночных автомобилей, которые принимали участие в рекордных заездах и соревнованиях всесоюзного уровня в 1950-е, 1960-е годы. В 1976 году председателю латвийского Клуба антикварных автомобилей Виктору Кулбергу удалось выпросить автомобиль для рижской коллекции староходов.

Одна из жемчужин коллекции музея — единственный в мире хорошо сохранившийся грузовой «Руссо-Балт». Автомобиль ведет свою историю еще с дореволюционных времен, когда по указу императора Николая II в Риге на Русско-балтийском вагонном заводе, располагавшемся на ул. Валмиерас, было создано отдельное автомобильное предприятие. В 1909—1915 годах было произведено 625 автомашин, включая грузовики для военного ведомства. На сегодня из их числа сохранились только две: грузовая пожарная машина в Риге и легковой автомобиль модели «К», выставленный в Московском политехническом музее.

Богат музей и на автомобили так называемой кремлевской коллекции. Одним из первых из гаражей Кремля в Ригу приехал разбитый Леонидом Ильичом Брежневым Rolls-Royce Silver Shadow, подаренный ему в 1973 году президентом США Ричардом Никсоном. Машина не очень нравилась генсеку и после многолетнего стояния в гараже была передана военным, а затем отправилась к рижским собирателям ценностей.

Большой интерес здесь представляют автомобили из так называемого сталинского гаража. Особенно бронированный лимузин «ЗИС-115С». Всего в СССР таких автомобилей было изготовлено четыре десятка. В основном они использовались в правительственном гараже для нужд первых лиц государства. Вес автомобиля как у хорошего грузовика — 7 т, мощность двигателя — 162 л.с., расход топлива почти 30 л на 100 км.

Кроме того, в музее собрана уникальная коллекция автомобилей народного назначения, от обычной полуторки до универсала «Волга» для «скорой помощи». Есть даже газогенераторный грузовичок с «буржуйкой» у деревянной кабины. Водитель подбрасывал в нее деревянные чурки, которые, вытлевая, выделяли горючий газ, далее газ поступал в двигатель. Такая машина степенно разгонялась и небыстро, но все же ездила, пусть и с риском воспламенения.

Выстроились в рядок в рижском музее и американские «Студебекеры». Рядом с одним из грузовиков этой марки лежит доска, в которую забито несколько десятков гвоздей различной величины. Водитель машины все эти гвозди вытащил за многие десятилетия из колес трудяги Studebaker.

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам