Общество, 01 фев 2016, 00:25

Развод на €759 млн

Читать в полной версии
Фото: Bloomberg

Закрытие проекта «Южный поток» обернулось крупным иском для «Газпрома». Как стало известно РБК, итальянский подрядчик Saipem, выбранный для строительства подводной части газопровода, требует от него 759 млн евро.

Приглашение в арбитраж

Saipem направил заявление об арбитражном разбирательстве при Международной Торговой палате в Париже против подконтрольной «Газпрому» South Stream Transport B.V. в ноябре 2015 года, следует из материалов для инвесторов итальянского подрядчика, с которыми ознакомился РБК. South Stream Transport — оператор строительства подводной части «Южного потока», который должен был пойти по дну Черного моря в обход Украины, но так и не был реализован.

Saipem требует от него €759 млн

Компания уточняет, что эта жалоба может быть включена в общий иск о взыскании убытков за расторжение контракта и неустойки с дочерней структуры «Газпрома», сумма ущерба подсчитана еще не полностью. Уже 15 декабря South Stream Transport был уведомлен о готовящемся арбитражном процессе, следует из материалов Saipem.

Представитель South Stream Transport передал РБК через официального представителя «Газпрома», что компания получила уведомление от Saipem о подаче иска в арбитраж из-за спора по контракту на строительство «Южного потока». South Stream Transport пытался договориться об урегулировании спора мирным путем, но итальянский подрядчик решил судиться, добавил он. South Stream Transport намерен защищать свои интересы и полностью оспаривает претензии Saipem, утверждает представитель компании. Детали судебного процесса представитель South Stream Transport комментировать отказался.

Saipem, который уже участвовал в крупных проектах «Газпрома» (Nord Stream по дну Балтийского моря и черноморского «Голубого потока» в Турцию) в марте 2014 году был избран генеральным подрядчиком строительства первой нитки подводной части «Южного потока» по дну Черного моря из России в Болгарию. «Газпром» оценивал стоимость контракта в «порядка 2 млрд евро». Помимо разработки документации и строительства первой нитки подрядчик должен был возвести технологические объекты на берегу и обустроить участки пересечения береговой линии. Уже через месяц Saipem совместно со швейцарской Allseas Group подписали контракт на строительство второй нитки газопровода (в задачу итальянского подрядчика входило «обеспечение строительства»), его сумма не раскрывалась. Но газопровод так и не был построен: из–за претензий Евросоюза, утверждавшего, что «Южный поток» не соответствует нормам Третьего энергопакета. Официально проект был закрыт 1 декабря 2014 года.

На смену «Южному потоку» пришел «Турецкий поток» (должен был пройти также по дну Черного море, но уже в Турцию), для реализации которого «Газпром» также решил привлечь Saipem. За простой судов итальянской компании в болгарском Бургасе «Газпром» даже заплатил около $300 млн, писали «Ведомости». Но вскоре после того, как флот компании в июне 2015 года пришел из Бургаса в Анапу, чтобы начать стройку, «Газпром» расторг и этот контракт — из-за коммерческих разногласий. А после того, как турецкая авиация сбила российский истребитель в ноябре и отношения между Москвой и Анкарой ухудшились, строительство «Турецкого потока» пришлось отложить на неопределенный срок.

Как считали итальянцы

Согласно материалам Saipem, в 2014 году компании было заплачено по контрактам на «Южный поток» 495 млн евро, за I квартал 2015 года — еще 300 млн евро. Весь расторгнутый контракт с South Stream Transport в документе оценивается в 1,2 млрд евро. Сумма иска в 759 млн евро складывается из оценки уже сделанных работ [по строительству «Южного потока»], сообщил РБК источник в итальянской компании. По его словам, эта сумма может быть увеличена — за счет ущерба из-за расторжения контракта и неустойки. Официальный представитель Saipem не ответил на запрос РБК.

По словам источника РБК в «Газпроме», знакомого с деталями проекта «Южного потока», Saipem требует полной оплаты прекращенного контракта в 1,2 млрд евро. Но российская компания готова заплатить только за выполненные работы (причем признает не все счета, выставленные Saipem) и неустойку. Общую сумму, признаваемую «Газпромом», собеседник РБК не назвал, но сказал, что она составляет «свыше 700 млн евро» за вычетом уже перечисленных Saipem средств.

Партнер юридической компании ЮСТ Александр Боломатов указывает, что Международный арбитраж при Международной Торговой палате в Париже — один из самых авторитетных и дорогих арбитражей в Европе, который тщательно и долго рассматривает такие дела. Если Saipem и South Stream Transport прописывали в контракте оговорки о возмещении расходов в случае досрочного расторжения контракта по инициативе заказчика, шансы итальянского подрядчика в суде высоки, считает он. Наверняка Saipem может получить компенсацию своих фактически понесенных расходов, доказанных соответствующими документами, но она может быть гораздо ниже запрошенной в иске, добавляет юрист.

Директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что сумма иска Saipem уже включает долги за простой судов и оговоренную компенсацию за досрочное прекращение контракта. В случае разрешения спора мирным путем «Газпром» может попросить у Saipem скидку при реализации другого проекта — Nord Stream 2 по дну Балтийского моря. В середине января предправления монополии Алексей Миллер говорил, что итальянский подрядчик — один из претендентов на эту стройку. Но тендер еще не объявлен. Представители «Газпрома» и Saipem не стали комментировать, повлияет ли судебный процесс в Международном арбитраже на их дальнейшее сотрудничество.

Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам