Общество, 01 мар 2018, 14:18

Потерпевшие по делу о захвате заложников на «Норд-Осте» обратились в ЕСПЧ

Родственники жертв и пострадавшие при теракте на Дубровке обратились в ЕСПЧ с новым иском против России. Они жалуются на невозможность наказать тех, кто принимал решение пустить неизвестный газ в здание театрального центра
Читать в полной версии
Фото: Александр Поляков / РИА Новости

Выжившие заложники и родственники тех, кто погиб во время штурма захваченного террористами театрального центра на Дубровке в 2002 году, обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с требованием полного расследования и выплаты компенсаций, сообщила РБК адвокат Мария Куракина.

«28 февраля мы подали жалобу в ЕСПЧ. Всего 42 заявителя — выжившие заложники и родные погибших. Они считают, что нарушены их права на справедливое судебное разбирательство и компенсации, сумму которых определит суд», — рассказала адвокат.

По ее словам, жалоба пострадавших не повторяет дело «Финогенов и другие против России», которые было выиграно в ЕСПЧ пострадавшими от теракта на Дубровке в 2011 году, подчеркнула Куракина.

«Только в 2017 году, при рассмотрении дела Закаева в Московском окружном суде, заявители были признаны потерпевшей стороной. До этого они не имели возможности подать жалобы и гражданские иски, а это существенное нарушение закона», — пояснила адвокат в разговоре с РБК.

В марте 2017 года суд вынес приговор Хасану ​Закаеву — соучастнику террористов, захвативших театральный центр, где шел мюзикл «Норд-Ост». Суд приговорил его к 19 годам лишения свободы, затем этот срок был сокращен Верховным судом на три месяца.

Представители потерпевшей стороны по делу посчитали это решение неадекватным, но не из-за срока Закаева, а из-за того, что суд своим решением лишил потерпевших возможности установить подлинных виновников гибели части людей в театральном центре и позволил тем, кто проводил операцию по спасению заложников, уйти от ответственности.

«У нас есть вопросы к тому, как была организована так называемая спасательная операция, в результате которой близких моих доверителей не спасли, а, наоборот, подвергли воздействию некоего газа, который являлся отравляющим. Чтобы государство полностью ушло от ответственности — это абсолютно неправильно», — заявила тогда представитель потерпевших адвокат Карина Москаленко.

В декабре 2011 года ЕСПЧ уже признал Россию нарушителем по делу о захвате заложников в театральном центре на Дубровке в Москве. Заявители по делу «Финогенов и другие против России» обвиняли российские власти в необоснованном применении силы, неоказании заложникам своевременной медпомощи и неэффективном расследовании теракта.

Тогда Страсбургский суд решил, что российские власти недолжным образом спланировали и провели спасательную операцию и присудил компенсации 64-м заявителям в размере от €9 тыс. до 66 тыс.

​​Теракт на Дубровке произошел 23 октября 2002 года: 40 боевиков захватили театральный центр, где шел мюзикл «Норд-Ост». В заложниках оказались 912 человек. Нападавшие требовали немедленно вывести войска из Чечни и угрожали взорвать театр.

Более 100 человек были освобождены в результате переговоров, еще нескольким удалось бежать. Пятерых, в том числе троих пришедших на переговоры, захватчики застрелили. В ночь на 26 октября начался штурм, во время которого спецслужбы применили некий газ.

По официальным данным, после штурма в течение нескольких дней в больницах скончались 125 человек. По данным судебной экспертизы, смерть заложников стала следствием острой дыхательной и сердечной недостаточности, вызванной сочетанием неблагоприятных факторов — стресса, духоты, длительного обездвиживания, голода и обезвоживания, а также воздействия неидентифицированного химического вещества.

Родственники погибших и пострадавших неоднократно заявляли журналистам, что уверены, что причиной смерти заложников стал именно газ. По словам заложников и их родных, эвакуация из театрального центра на Дубровке была неподготовленной, проводилась в спешке и при недостатке медицинских препаратов и машин скорой помощи. Из материалов дела, рассмотренных в 2011 году в ЕСПЧ, следовало, что у 68 погибших в картах вовсе отсутствовали данные об оказании им медицинской помощи, писал «Коммерсантъ».

Правительство в своем ответе ЕСПЧ настаивало, что у врачей и спасателей была вся необходимая информация, медикаменты и оборудование, а эвакуация из здания театра заложников, пострадавших от действия газа, и их транспортировка в больницу проводились быстро и организованно.

Все 40 террористов, в том числе женщины-смертницы с «поясами шахидов», были убиты при освобождении зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост».

Помимо Закаева ранее еще шесть сообщников террористов получили от 8,5 до 22 лет лишения свободы.

Сейчас в розыске по делу о теракте на Дубровке остается еще один человек — предполагаемый сообщник террористов Герихан Дудаев.

Pro
СДВГ у руководителей: в чем сила таких людей в бизнесе
Pro
«Безжалостные убийцы». Как шортисты из Hindenburg Research стали звездами
Pro
«Идеальный шторм». Что угрожает российской экономике в 2025 году
Pro
Топ-8 российских компаний, за которыми инвестору стоит следить в 2025-м
Pro
Илон Маск не у дел: кто стал лучшим CEO в 2024 году
Pro
Бренд одежды с нуля: как новичку заработать в «красном океане»
Pro
Стратегия защиты при корпоративных спорах. Чего ожидать в 2025 году
Pro
От аврала к системе: как российскому бизнесу закрепиться на мировом рынке