Банки не мельчают
Спустя шесть лет после окончания глобального финансового кризиса проблема слишком крупных банков, спровоцировавшая его, не решена. К такому выводу пришел МВФ в своем ежегодном «Докладе о мировой финансовой стабильности». Неявные субсидии крупнейших банков мира, по оценке фонда, могут достигать 590 млрд долл.
«Ожидаемая вероятность того, что системно значимые банки будут спасать за счет налогоплательщиков, остается высокой во всех регионах», — отметил МВФ в представленном в понедельник докладе. В большинстве стран мира на три крупнейших банка приходится не менее 40% всех активов национальных банковских систем, в то время как в Канаде, Франции и Испании их доля составляет не менее 60% всех активов.
Предпосылка, что власти не допустят банкротства системно значимых банков в случае кризиса, создает скрытые субсидии для фининститутов и их инвесторов. С одной стороны, банки могут брать на себя чрезмерные риски, ожидая, что в случае проблем они получат господдержку. С другой — инвесторы охотно вкладывают деньги в обязательства крупных банков, считая, что они застрахованы от потерь. Например, ставки по облигациям для ведущих банков мира в среднем на 60 б.п. ниже, чем у их менее крупных конкурентов. В частности, такая «скидка» к стоимости привлечения финансирования в зоне евро составляет 90 б.п., в Великобритании и Японии — 60 б.п., а в США — 15 б.п.
По оценке МВФ, только в США такие скрытые субсидии крупнейших банков составляют 15—70 млрд долл. Разброс оценок связан с тем, что экономисты фонда делали свои подсчеты тремя разными способами: через сравнение стоимости привлечения средств у крупных и мелких банков, через анализ данных по кредитно-дефолтным свопам на их облигации, а также на основе информации рейтинговых агентств.
В США эти субсидии меньше, чем в других регионах, так как власти страны провели более радикальные реформы. Например, в ноябре 2013 года Moody’s понизило рейтинги четырех банковских холдинговых компаний — JP Morgan, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Bank of New York Mellon — именно из-за того, что вероятность получения господдержки в кризис снизилась. В соответствии с действующими сейчас правилами Федеральная корпорация по страхованию депозитов в случае кризиса берет проблемный банк под свой контроль, а акционеры компании теряют свои вложения, инвесторы в облигации — часть средств.
Максимальные скрытые субсидии эксперты МВФ выявили в Европе, где они составляют 90—300 млрд долл. Отчасти это связано с тем, что фонд делал свои оценки на основе данных за 2012 год, когда в регионе еще не закончился долговой кризис. Кроме того, проблемы с координацией между надзорными органами разных стран при регулировании в транснациональных банках привели к большей фрагментации банковского сектора зоны евро. В Великобритании экономический эффект от ожидаемой господдержки оценен в 20—110 млрд долл., в Японии — в 25—110 млрд долл.
При этом МВФ пришел к выводу, что полностью устранить неявную господдержку крупнейших банков невозможно, так как иногда властям действительно лучше спасти банк, чем позволить ему рухнуть. Принудительное сокращение их активов может негативно отразиться и на стоимости услуг для потребителей, и на ликвидности финансовых рынков. Ограничение же сфер их деятельности может вылиться в миграцию наиболее рисковых финансовых операций в нерегулируемую сферу теневого банкинга, подытожили эксперты МВФ.
Экономисты фонда предложили регуляторам повышать требования к достаточности капитала и качеству активов банков, а также рекомендовали ввести налог на финансовые компании, ставка которого зависела бы от объема их обязательств. МВФ сделал свои рекомендации незадолго до встречи министров финансов G20, которая намечена на 10—11 апреля. Созданный «двадцаткой» во время кризиса Совет по финансовой стабильности намерен до конца года представить свод международных правил по работе с крупными банками в кризисных ситуациях.