Общество, 01 апр 2014, 01:05

Смешные деньги

Читать в полной версии
Фото: PhotoXpress

Россияне практически не празднуют День дурака: ассортимент магазинов для розыгрышей куда активнее разлетается в период новогодних каникул, 23 февраля и даже на День всех влюбленных. Почти весь спрос на первоапрельские сюрпризы удовлетворяют китайские товары. Но РБК все же нашла на полках столичных магазинов «подушки-пердушки» и исчезающие чернила, сделанные в России. Нижегородская «Фабрика приколов» в прошлом году смогла заработать на производстве приколов более 16 млн руб.

Последняя необходимость

«Наша продукция — это товары не первой и не второй, а самой последней необходимости», — признается генеральный директор «Фабрики приколов»(OOO «Prikolizm») Сергей Добротворский. Несмотря на это, компания в 2013 году заработала почти 17 млн руб. Предприятие находится в Нижнем Новгороде и занимается производством и оптовой продажей необычных сувениров. В каталоге завода-магазина больше тысячи товаров: от резиновых фекалий и сороконожек до электрошокеров и жвачки, которая взрывается во рту. Есть даже раздел «интим», где почти каждый товар — это фаллический символ. «Фабрика приколов» сотрудничает с розничными магазинами: продает им товар по оптовым ценам или устраивает бартерный обмен. География партнерских связей фабрики — от Сахалина до Калининграда и от Мурманска до Сочи. Средний чек одного оптового заказа держится на отметке 30 тыс. руб. Обычная наценка розничных магазинов составляет не меньше 100% от цены производителя. Рядовой покупатель тоже может приобрести что-то из ассортимента «Фабрики», выбрав товар на сайте. Заказать можно и один сувенир, главное, чтобы сумма покупки была не меньше 3 тыс. руб. Но найти такой товар в каталоге практически невозможно: средняя цена сувенира — не больше 70 руб.

Чиновник с юмором

Сергей Добротворский получил экономическое образование и должен был стать государственным служащим. Но в кресле чиновника ему посидеть так и не удалось: Сергей решил заняться бизнесом и в 2002 году открыл розничный магазин необычных товаров. Работа была организована по традиционной схеме: сувениры закупались у оптовых продавцов и реализовывались по розничной цене. Через несколько лет душа бизнесмена затосковала по творчеству. «Я начал мастерить что-то просто ради забавы, но потом понял, что эти вещицы можно успешно продавать», — рассказывает он. Чтобы не рисковать крупными вложениями, сперва решили потренироваться на «котиках». Предприниматель подключил к кустарной мастерской еще нескольких сотрудников магазина. Недостатка в идеях не было, товары собственного производства расходились в магазине на ура.

Первую оптовую партию «Фабрика приколов» выпустила в 2007 году. «Из инструментов у нас было несколько ручных приборов и один станок школьного уровня. Вся мастерская занимала 30 кв. м», — вспоминает Добротворский. Сейчас сувениры изготавливают 20 рабочих, которые трудятся в двух цехах — столярном и производственном. Инструменты тоже вышли на новый уровень: в мастерских появились станки по лазерной резке и гравировке.

Выручка за первый год производства составила 600 тыс. руб. Понимая, что на первых порах большой прибыли от фабрики ждать не приходится, предприниматель поддерживал производство за счет доходов розничного магазина. К 2008 году выручка увеличилась уже до 4,5 млн руб., а в 2013-м составила 16,8 млн руб. В системе СПАРК-Интерфакс информации о финансовых показателях компании нет. «Собственное производство — более хлопотное и рискованное занятие, чем торговля. Но затраты на фабрику меньше, чем на розничный магазин, а доходы с нее — выше. Торговую точку мы сохранили, но она существует, по большей части, для упрощения налоговой схемы», — рассказывает бизнесмен.

Страх китайцев

«Фабрика приколов» реализует товары не только собственного производства, но и сотрудничает с другими оптовыми игроками. Соотношение оригинальной и покупной продукции на складах примерно 50 на 50. По словам Добротворского, такая модель подходит только для обмена с отечественными заводами: возить оптовые партии из Европы дорого, а с китайскими производителями прямых контактов нижегородец еще не наладил. «Китайские сувениры в каталоге, конечно, есть, но попадают они к нам через отечественных партнеров. Цены у китайцев самые выгодные, и к 2015 году я планирую заключить с ними договор прямого сотрудничества», — говорит бизнесмен.

Но конкуренции с китайскими производителями бизнесмен не боится. Розничные магазины почувствуют выгоду от сотрудничества с ними только при закупках сотен тысяч товаров. На рынке сувениров эта схема не работает: такая партия будет лежать на прилавках не меньше трех лет. За это время ассортимент обновится, и магазин неизбежно потерпит убытки. «К тому же китаец никогда не поймет российского юмора. Поговорки, крылатые фразы, анекдоты — это же непереводимая игра слов. Они могут слепо копировать какие-то идеи, часто допуская ляпы в надписях, но ничего оригинального придумать не смогут», — считает Добротворский.

По его словам, в России рынок приколов развит слабо. Компаний, занимающихся производством таких сувениров, в стране всего четыре: в Нижнем Новгороде, Омске, Белгороде и Таганроге. ООО «Сибирская экспериментальная фабрика сувениров» видит в нижегородской компании не совсем добросовестного конкурента. «Эту компанию мы знаем, но не с лучшей стороны: многие идеи просто слизаны с нашего сайта», — заявляет представитель омской фабрики. Добротворский этого не отрицает и такие методы считает вполне приемлемыми.

«В Петербурге и Москве есть только частные студии, которые выпускают штучные товары. Да и вообще превращать производство приколов в масштабный бизнес довольно сложно. Растить свою компанию дальше, чтобы выпускать миллионные партии товара, который будет лежать на складах годами, я не вижу смысла», — говорит директор нижегородской «Фабрики приколов». Практика ритейла необычных сувениров в России развита намного лучше.

Страна без дураков

К 1 апреля на «Фабрике приколов» скачка продаж не ждут. Во-первых, розничные магазины закупают товар за несколько недель до официального праздника. Во-вторых, по мнению Сергея, розыгрыши на День дурака большой популярностью в России не пользуются. «Самое горячее время для нашего производства — период с конца декабря по начало марта — на эти месяцы приходятся Новый год, 14 и 23 февраля, 8 Марта», — объясняет Сергей. Несмотря на небольшой спрос, фабрика не отказывается от классики жанра розыгрышей: «подушки-пердушки», ручки, бьющие током, и «успокоительные» бейсбольные биты с годами становятся только популярнее.

Один из конкурентов нижегородской «Фабрики приколов», ООО «Приколись», тоже занимается производством и оптовой продажей необычных сувениров, но ориентируется еще и на рынок Украины. Заводы расположены в Белгороде и Харькове. «В России объемы продаж больше, но это связано с численностью населения: все-таки 145 млн против 45 млн. Но украинцы раскупают товар активнее. Когда терять уже нечего, остается только смеяться», — говорит генеральный директор «Приколись» Илья Ширяев.

Основными конкурентами он считает именно российских производителей: китайские товары, по словам Ширяева, ужасного качества и изготовлены из токсичных материалов. Средний чек оптовых продаж сопоставим с нижегородской фабрикой: сумма одного заказа колеблется от 30 тыс. до 50 тыс. руб. День смеха на этот показатель никак не повлияет, утверждает предприниматель: россияне 1 апреля не празднуют. «Подарочный бум обычно наступает в канун 14 февраля, и это не радует. В России каких-то Валентинов любят больше, чем традиционный для страны День дурака», — считает Ширяев.

Агентства, организующие первоапрельские розыгрыши, с производителями сувениров сотрудничают редко. «Мы полностью подчинены заказчику, весь реквизит зависит от сценария. Для традиционных розыгрышей-поздравлений нужны банальный цветной картон, ножницы, цветы и конфеты», — рассказывает представитель агентства «Простые радости».

«У производителей подобных сувениров мы закупаем только маски. Сегмент VIP-розыгрышей в дуделках, пищалках и электрошокерах не нуждается», — говорит учредитель ООО «Дежа Вю» Барсам Гарибян. По словам директора агентства, россияне за последние два-три года проявляют все больше интереса к первоапрельским шуткам. «Самым массовым и впечатляющим розыгрышем на 1 апреля был проект под кодовым названием «Сценарий ее жизни». Вместе с заказчиком мы поехали к родственникам его супруги, расспросили о ее детстве и из ключевых жизненных моментов составили небольшую пьесу. Вечером 1 апреля наши герои пришли в театр, девушка ожидала увидеть обычную постановку о судьбе успешной американки. Но по мере того как разворачивались события, видела все больше параллелей с собственной историей. В финале, когда напряжение достигло апогея, вся массовка в зале уже дружно аплодировала шокированной героине», — рассказывает Гарибян.

 

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The Economist
Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
Теория мертвого интернета. Почему боты вытеснили из Сети живых людей
Pro
Как западные бренды симулируют уход из России
Pro
Все завалены и измотаны: каково работать в Miro — в 5 пунктах
Pro
Цепочки разорваны, сроки нарушены: наводим порядок в поставках