Общество, 01 июл 2013, 01:04

PSA получит американскую прописку

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Семья Пежо может передать управление французским автомобильным концерном PSA Peugeot Citroen американ­скому производителю General Motors, сообщило агентство Reuters. Две трети продаж французской компании приходятся на Европу, где авторынок стремительно сокращается из-за безработицы и снижения уровня доходов европейцев. Возможная сделка может натолкнуться на сопротивление властей Франции и Германии, отмечают эксперты.

Peugeot Citroen обратилась за помощью к своему партнеру GM, выяснило Reuters. «Семья Пежо смирилась с потерей контроля над PSA. Этот факт больше не вызывает вопросов», — цитирует агентство источник, знакомый с ситуацией. Французы решились на такой шаг, чтобы сохранить компанию. На данный момент семья Пежо владеет мажоритарным пакетом акций в 25,4%, при этом ее доля голосующих акций составляет 38,1%. Сделка подразумевает полную или частичную продажу этого пакета концерну GM, который сможет объединить французскую компанию со своими европейскими активами Opel. В обмен на это GM, которой с 2012 года принадлежит 7% акций PSA, получит право по своему усмотрению закрывать заводы французской компании и увольнять ее сотрудников.

Представители PSA не комментируют информацию о возможной продаже акций. На прошлой неделе гендиректор GM Дэн Акерсон заявил, что компания не планирует новые инвестиции в PSA. Однако он добавил, что в случае определенных изменений GM может пересмотреть свою точку зрения относительно финансовых вливаний в PSA. Как сообщает источник Reuters, ранее альянс PSA обращался за финансовой под­держкой к своему китайскому парт­неру Dongfeng, но эти переговоры ни к чему не привели.

В прошлом году PSA зафиксировала рекордный убыток в 5 млрд евро. Продажи компании в Европе упали на 16%, при том что в целом рынок региона сократился только на 8,6%. Компания, вероятно, продолжит терять деньги и в 2013 году. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), за первые пять месяцев текущего года продажи французов сократились почти на 90 тыс. машин (-13,9%). В то же время число реализованных в регионе автомобилей GM сократилось на 50 тыс. (-11%).

«Сделка может дать PSA шанс на выживание. Однако привлекательность покупки для GM сомнительна», — рассказал РБК daily профессор кафедры экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбурга-Эссена Фердинанд Дуденхеффер. Общие продажи двух концернов в Европе в прошлом году составили 2,42 млн машин. По прогнозам экспертов CAR, в этом году показатель снизится до 2,1 млн машин.

Источники Reuters отмечают, что окончательного решения по поводу сделки пока нет. Переход PSA под контроль американцев повлечет за собой сокращение производства и увольнение сотрудников во Франции и Германии, чему будут противиться власти обеих стран. GM относительно недавно закрыла завод в Бельгии и планирует закрыть еще один в Германии, где сейчас заняты 20 тыс. человек. Сама PSA намерена закрыть два завода во Франции (общее число сотрудников компании в стране 77 тыс. человек). Сейчас пять заводов PSA во Франции работают с загрузкой производственных мощностей только на 71%. На трех заводах GM в Германии соответствующий показатель составляет всего 66%.

Стороны вряд ли объявят о сделке до парламентских выборов в Германии, которые пройдут в сентябре этого года. А президент Франции Франсуа Олланд в прошлом году назвал запланированные PSA сокращения недопустимыми. Однако позднее правительство страны выпустило доклад, из которого следовало, что сокращения рабочих мест автопроизводителю не избежать — иначе он просто не удержится на плаву.

«Теоретически сделке может помешать антимонопольная комиссия ЕС. Объединенная Opel/GM + PSA получит долю на европейском рынке в 17%. Однако с учетом того, что у Volkswagen доля в 25%, регуляторы могут дать и зеленый свет. А вот правительство Франции может начать вставлять палки в колеса. Тем более что после того как власти обещали дать гарантии по обязательствам компании на 7 млрд долл., у них есть определенный рычаг давления в лице чиновника Луи Галлуа (экс-глава EADS. — РБК daily) в совете директоров компании», — пояснил г-н Дуденхеффер.

Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая