Общество, 01 июл 2014, 19:29

Депутаты поскандалили из-за поправок к закону о рекламе

Резкая критика со стороны "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ не помешала Госдуме принять в первом чтении поправки в закон "О рекламе", которые, в частности, запрещают рекламу на платных телеканалах. Второе и третье чтение поправок должно пройти в эту пятницу.
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos

Поддержки "Единой России" оказалось вчера достаточно, чтобы Госдума приняла в первом чтении подготовленные Игорем Зотовым правки в закон "О рекламе". Депутат, формально числящийся во фракции "Справедливая Россия" (Зотова в 2012г. исключили из партии, но из фракции депутата исключить невозможно), на прошлой неделе внес в Госдуму три законопроекта. Первый отменяет преимущественное положение в телевизионной и наружной рекламе, второй — временно, до января 2019г., разрешает рекламу пива на стадионах, в телетрансляциях и в прессе, наконец, третий запрещает рекламу на платных телеканалах.

Между внесением поправок и первым чтением прошла всего лишь неделя. Это слишком короткий срок: профильный комитет по экономполитике отвел всего два дня на сбор отзывов и предложений. Причиной такой спешки на пленарном заседании у Зотова интересовались его коллеги. "Отечество в опасности? Почему нет заключения правительства на законопроекты?" — вопрошал справоросс Михаил Емельянов. Зотов отвечал, что работал над поправками полгода, а внести их именно сейчас в Госдуму его подтолкнул просмотр недавнего футбольного матча Россия — Южная Корея, когда, по словам депутата, прямо во время исполнения российского гимна началась реклама.

От вопросов Зотову при обсуждении рекламных поправок и выступлений по теме уклонилась только фракция "Единая Россия", у которой в Думе большинство (238 депутатов). Другие фракции интересовало, почему, например, надо отменять преимущественное положение в телерекламе, если эта норма в срочном порядке была принята в декабре 2009г. Владимир Семенов из ЛДПР напомнил, как один из авторов тех поправок Ирина Яровая тогда рассуждала о необходимости борьбы с монополизмом в телерекламе (ограничение было введено против группы "Видео Интернешнл", крупнейшего продавца телерекламы). "Тот закон был принят ошибочно?" — требовал ответа Семенов. Выступавший содокладчиком председатель профильного комитета по экономполитике Игорь Руденский объяснял, что в малых городах эта норма не работает. И из его слов было понятно, что он говорит про положение не в телевизионной, а в наружной рекламе, где преимущественное положение действует с 2008г.

Недовольство трех думских фракций — "Справедливой России", КПРФ и ЛДПР — вызвало предложение временно реабилитировать рекламу пива, что упростит проведение в 2018г. в России чемпионата мира по футболу (глобальным спонсором FIFA является марка Bud). Деньги все-таки пахнут, и пахнут детским алкоголизмом, сетовала Вера Ганзя из КПРФ. Справоросс Олег Нилов использовал футбольные ассоциации: "На поле выбежал с голым торсом футболист Зотов. За чью команду он играет, непонятно. На его теле написано "Хочу пива!". В чьи ворота забьет гол Зотов?" Обсуждаемые поправки Нилов назвал "самым позорным событием" в Госдуме.

Возмущение вызвал и предложенный запрет рекламы на платных каналах. Зотов разъяснял, что к ним не относятся десять обязательных общедоступных каналов (их должны на безвозмездной основе распространять в своих сетях все кабельные и спутниковые операторы). Семенов из ЛДПР возражал, что за такие каналы ("Первый", "Россия 1", НТВ, "Пятый", "Карусель", "ТВ Центр" и др.) население также платит — эти вещатели получают "миллиарды рублей" в качестве господдержки. Поэтому изложенная Зотовым модель (эфирные вещатели зарабатывают только на рекламе, а все остальные еще и на абонентской плате, что дает им преимущество) не совсем корректна.

Государство действительно субсидирует обязательным общедоступным телеканалам распространение эфирного сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. К примеру, "Первый канал" в 2013г. получил 3,753 млрд руб., НТВ — 705,6 млн руб., "Пятый" — 983,5 млн руб.

Ярослав Нилов из ЛДПР пугал коллег Майданом: если коммерческие каналы лишатся источников доходов, они лишатся и самостоятельности, а значит, их смогут использовать в своих интересах враги России. Речь идет о защите национальных интересов, настаивал Нилов.

Однако призывы представителей "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ отклонить поправки не оказали никакого воздействия на "Единую Россию". За первый законопроект проголосовали 232 депутата, за второй — 229, за третий — 234. Против высказались, соответственно, 198, 207 и 204 человека.

Со дня принятия законопроектов Зотова в первом чтении отводится три дня на сбор предложений и замечаний, указано в проекте решения Госдумы. В четверг днем комитет по экономполитике на очередном заседании может рекомендовать эти законопроекты принять уже во втором и третьем чтении в пятницу, на последнем пленарном заседании в эту весеннюю сессию, говорят два источника РБК, близкие к комитету. Совет думы определит, какие законопроекты будут рассматриваться в пятницу, в четверг утром. Но комитет может с утра просто заявить эти законопроекты на совете, а потом поднести соответствующее решение.

Сергей Соболев, Светлана Бочарова

Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Почему Intel строит крупнейшую в мире фабрику чипов за $28 млрд
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником