Общество, 01 окт 2008, 17:57

Цены на книги вынуждают россиян меньше читать

Оборот книжного рынка в РФ по итогам 2007г. составил около 2 млрд долларов. Эксперты говорят о годовом росте на уровне 15% (в денежном выражении), который обязан исключительно повышению цен на книги.
Читать в полной версии

Тиражи, по словам издателей, достигли своего дна (около 650 млн экземпляров). При этом эксперты отмечают, что единственным позитивным трендом на рынке остается увеличение количества названий издаваемых книг.

"Книга – это товар, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" журналист Матвей Ганопольский, пополнивший недавно ряды беллетристов. – И точно так же, как есть "Запорожец" и "Maybach", есть люди, которые хотят "Компьютеры для чайников", но в эксклюзивном издании, обтянутом кожей леопарда и т.д.".

Исходя из этой логики издатели, конечно, ориентируются на "сверхплатежеспособный" спрос, оставляя людям с низким достатком сериальные издания в мягком переплете карманного формата или, на худой конец, библиотеки. К слову о количестве названий. Сегодня на долю сериальной продукции приходится более 2/5 всех названий и больше половины всех тиражей, сообщают в Книжной палате России (КПР).

Ассортимент книг сегодня хоть и увеличился на 25% по сравнению с 80-ми гг., но в основном – за счет гламурного чтива, эзотерики и бизнес-литературы. Тем временем тиражи в РФ упали более чем в 3 раза по сравнению с временами РСФСР.

Любопытно, что многие эксперты объясняют падение тиражей физическим сокращением читательской аудитории (демографический фактор). И отчасти в этих рассуждениях есть доля правды. Если на долю книг для детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) приходится почти половина всех названий и тиражей, по данным КПР, доля школьной и юношеской литературы постоянно снижается.

Из-за того, что поколения последнего советского беби-бума вступили в фазу воспроизводства, наблюдается относительный всплеск рождаемости и спрос на книги для малышей. Одновременно пустеют школы: книги для юношества просто некому читать. 1 сентября 2007г. за партой сидели на 400 тысяч школьников меньше, чем в 2006г.

Но главным фактором падения тиражей является все-таки снижение интереса к чтению. По словам заместителя гендиректора сети магазинов "Московский дом книги" Натальи Юмашевой, с каждым годом все меньше людей приходят в магазины. "Основной вопрос наших покупателей: "Почему такие дорогие книги?", - говорит она.

Растут затраты на полиграфический процесс, объясняют издатели. Многие в связи с этим бросают книгоиздание, переходя на печатание этикеток или глянцевых журналов. Но самое драматичное то, что по логике "книга – это товар", книги становятся привилегией Москвы.

По количеству названий доля столицы составляет 3/5, а по тиражам – 5/6 национального ассортимента, отчитались в КПР. То есть 12 млн москвичей "считывают" более 83% издаваемых в России книг, оставляя 133 млн других жителей нашей страны только 17% литературы. Это подтверждают и цифры: за первое полугодие 2008г. в Республике Тыва вышло всего 13 новых книг, а в Республике Алтай – 17!

"Писательство начинается в России, как и в любой старне – с экономики, – говорит М.Ганопольский. – Если напишешь книгу более 200 страниц, это уже настандартная печать. Значит, нужно отправлять в другой город. Транспортные расходы и т.д.".

Если в СССР самым издаваемым автором был Михаил Шолохов ("Тихий Дон"), в РФ сегодня лидирует Дарья Донцова, выпускающая по 1 книге в месяц. Из русских авторов в топ-20 (где на первых местах Д.Донцова, А.Бушев и В.Колычев) пробился только Федор Достоевский, занявший по тиражам 18 место (по итогам первого полугодия 2008г., КПР).

Как показывает исследование Российской национальной библиотеки, россиян, совсем не читающих книг становится больше. Если в 1991г. книг не читал каждый 5-й, то сегодня почти четверть страны не видит необходимости в чтении.

Зато в 2007г. была преодолена планка в 100 тысяч названий издаваемых книг. Это позволило России, наряду с США, Великобританией и Китаем, войти в так называемую элитную группу стран-стотысячников.

Pro
Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад