В Airbus и Eurocopter меняют руководство
Новым главным операционным директором Airbus стал Фабрик Бреже, а финансовым директором - Ханс Петер Ринг. Новым президентом и исполнительным директором Eurocopter назначен Лутц Бертлинг. Такие данные содержатся в распространенном пресс-релизе концерна. Изменения в структуре руководства компаниями являются дальнейшими шагами к улучшению управления и повышению эффективности работы всего концерна, заявил член совета директоров EADS Манфред Бишофф.
Отметим, что топ-менеджмент EADS в последнее время коснулась целая череда перестановок. Так, 10 октября ушел с поста исполнительного директора Airbus Кристиан Штрефф, пробыв на посту всего три месяца. Занимавший должность до него Густав Хумберт подал в отставку в июле с.г. вместе с уходом топ-менеджера EDAS Ноэля Форжара. Сейчас исполнительным директором Airbus является Луи Галлуа, занимающий также пост соисполнительного директора EADS.
Перестановки в руководстве авиагиганта связаны с переносом компанией выпуска самого большого в мире 555-местного двухпалубного авиалайнера A380. Сложности, которых компания не ожидала, возникли в системе электроники в носовой и хвостовой частях фюзеляжа самолета.
Как следствие, выпуск А380 неоднократно переносился. В июне 2006г. компания заявила, что, вопреки взятым ранее обязательствам, поставки самолетов могут быть отложены на срок от семи месяцев до года. 3 октября 2006г. Airbus официально подтвердил, что поставки первых лайнеров А380 будут осуществлены только в октябре 2007г. и будет поставлен всего один самолет - вместо девяти запланированных ранее. То есть он сойдет с конвейера почти на полтора года позже, чем намечалось. В 2008г. клиенты получат только 13 самолетов А380, а в 2009г. должны выйти еще 25 лайнеров.
По оценке компании, ее потери в связи с задержкой выпуска А380 составят более 3,5 млрд долл. Эксперты называют гораздо большие суммы, а если учесть потери репутационного характера и то, что клиенты могут перейти к главному конкуренту Airbus - Boеing, то финансовые потери компании возрастут многократно.
Ситуация с крупнейшим авиалайнером в истории вызывает нервозность заказчиков Airbus. Так несколько авиакомпаний уже заявляли, что могут отменить заказы на самолеты А380, а некоторые уже отказались от сотрудничества с европейским производителем.
При этом заказчики начинают отказываться и от других моделей Airbus, а не только от A380. 30 октября с.г. стало известно, что крупнейший авиаперевозчик Объединенных Арабских Эмиратах компания Emirates отменила заказ на 10 самолетов Airbus A340 с опционом на покупку еще 20 аналогичных моделей. В результате производственного сбоя в Airbus Emirates получила бы заказанные самолеты с задержкой на 10 месяцев, что ее не устраивало. По неофициальным данным, компенсировать недопоставки в парк самолетов компания намерена, обратившись к главному конкуренту Airbus - Boeing-777.
Другой крупный заказчик А380 Singapore Airlines не только потребовал от Airbus выплатить многомиллионную неустойку, но и принял решение полностью переориентироваться на продукцию Boeing, разместив у американцев заказ на 20 новых самолетов Boeing-787 общей стоимостью 4,5 млрд долл. Клиентами Airbus являются также Air France и Lufthansa.
Все вышеперечисленное привело к тому, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг EADS с A до А-. Краткосрочный кредитный рейтинг компании также был понижен с А-1 до А-2. Оба рейтинга остаются в списке CreditWatch с прогнозом "негативный", куда они были помещены 3 октября с.г.
В судьбу Airbus вынужден был вмешаться президент Франции Жак Ширак. Он заявил, что правительство страны намерено оказать поддержку компании Airbus.
Airbus является транснациональной авиастроительной компанией, в состав которой входят конструкторские и производственные центры, расположенные во Франции, Германии, Великобритании и Испании, а также ее собственные дочерние компании в США, Китае и Японии. Акционерами Airbus являются Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS и фирма BAE Systems. В прошлом году Airbus поставил заказчикам 378 самолетов и достиг годового оборота в 22,3 млрд евро. Всего на конец 2005г. число подлежащих выполнению заказов на постройку самолетов Airbus составило 2 тыс. 117 единиц на общую сумму 220,3 млрд долл.
Eurocopter, принадлежащий EADS, является ведущим мировым производителем вертолетов. На его долю приходится 52% мирового рынка вертолетов. В 2005г. компания получила заказы на 401 вертолет (на долю гражданских вертолетов пришлось 46% заказов, военных - 54%). Доход Eurocopter в 2005 г. составил 3,21 млрд евро.
Подчеркнем, что 5% акций Европейского аэрокосмического концерна (EADS) принадлежат российскому банку ВТБ (бывший Внешторгбанк). Покупка состоялась в августе 2006г., а сумма сделки составила, по неофициальным данным, 1 млрд долл. Крупнейшими акционерами EADS являются немецкий концерн DaimlerChrysler (22,5%), французская Lagardere (7,5%), правительство Франции (15%) и испанская холдинговая компания Sepi (5,5%).
Чистая прибыль EADS в первом полугодии 2006г. увеличилась на 5% - до 1,04 млрд евро по сравнению с 992 млн евро за аналогичный период прошлого года.