Торговый бум по-африкански
Мировые концерны готовятся начать делить между собой гигантский рынок потребительских товаров и продуктов питания Центральной и Южной Африки. Из 50 крупнейших производителей отрасли свои филиалы там пока имеют лишь пятнадцать компаний, но ситуация изменится уже в ближайшие годы, отмечают аналитики OC & C-Strategy Consultants.
Главу сети супермаркетов Pick ‘n Pay в ЮАР Гарета Акермана постоянно мучает вопрос, как расширить ассортимент товаров и заполнить полки своих магазинов. Дело в том, что отечественные поставщики слишком слабы, а зарубежные долгие годы опасались инвестировать в развитие производства на Африканском континенте. Впрочем, уже в скором времени ситуация должна кардинально измениться: ведущие концерны сильно заинтересованы в новых рынках сбыта своей продукции, цитирует немецкая Handelsblatt аналитиков OC & C-Strategy Consultants.
Pick ‘n Pay — одна из первых компаний ЮАР, которая поверила в скорый бум потребительского спроса на Черном континенте и начала инвестировать в развитие бизнеса на территории соседних стран. По словам г-на Акермана, только в этом году он откроет в регионе 11 новых магазинов. Кстати, американский гигант Walmart еще в 2011 году приобрел долю в бизнесе конкурента Pick ‘n Pay — сети Massmart, которая также ищет новых клиентов за пределами ЮАР. В 2013 году завела себе партнера на юге Африки и известная французская розничная сеть Carrefour. «Перед розничной торговлей Африка открывает в высшей степени многообещающие перспективы. Это касается не только Ботсваны и Намибии, но и других стран региона, например Эфиопии», — уверен аналитик A.T. Kearney Мирко Варшун.
Постепенно увеличивают в Африке свои инвестиции и западные концерны — производители продуктов и товаров массового спроса (подробнее см. таблицу). Так, у мирового лидера по выпуску алкоголя премиум-класса британской компании Diageo примерно 25% сотрудников работают в Африке. Diageo имеет здесь 13 собственных пивоварен по выпуску таких марок, как Guinness и Serengeti Lager, а также еще 16 заводов на правах СП. Швейцарский концерн Nestle намерен вложить в местные предприятия до 2015 года 1,4 млрд долл., а американская Coca-Cola до 2020 года — 12 млрд долл.
Как пишет Handelsblatt, заокеанские производители стремятся максимально учитывать своеобразные условия местного рынка и менталитет потребителей. Так, в Анголе Nestle строит сейчас предприятие по выпуску Nescafe и молочного порошка Nido в мини-упаковках, которые окажутся по карману даже самым малообеспеченным покупателям. Параллельно швейцарцы усиленно продвигают на местный рынок бульонные кубики Maggi. Лишь в одну только Экваториальную Африку, которую западные производители в течение долгого времени обходили своим вниманием, Nestle намерен инвестировать в ближайшие три года почти 165 млн долл. для создания 750 новых рабочих мест. Это позволит поднять уровень локализации производства с нынешних 25 до 70%. При этом Nestle стремится заранее приучить к своему бренду 400 млн потенциальных клиентов, надеясь на то, что с постепенным ростом благосостояния вырастет и их покупательная способность.