Кино братьев Печерских
Читать в полной версии
В пятницу девелоперская компания ADG Group братьев Печерских купила у Москвы 39 старых кинотеатров за 9,6 млрд руб. В компании обещают создать сеть общественно-культурных центров, сохранив кинопрокат, но город разрешил реконструкцию объектов.
Кинопоказ на продажу
Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет) провел аукцион по продаже 39 столичных кинотеатров. Победителем стало ООО «Эдисонэнерго», аффилированное с девелоперской ADG Group. За лот компания согласилась заплатить 9,579 млрд руб. – стартовую цену, названную московским правительством. В проект по модернизации кинотеатров и расширение функционала объектов инвестор готов вложить около 40 млрд руб.
Вторым заявленным участником аукциона было ООО «Баллдэр». Его директор Виктор Ануфриев рассказал, что покупка планировалась в интересах компании «Платформа», которая управляет активами президента и крупнейшего акционера ГК «ПИК» Сергея Гордеева, но планы инвестора изменились.
Из приобретенных 39 кинотеатров 18 закрыты, еще девять используются не по назначению (данные департамента городского имущества Москвы). Работают только 12, но и они требуют реконструкции. Оценку стоимости лота проводила компания Knight Frank. В пресс-службе консалтинговой фирмы отказались от комментариев, сославшись на договор о конфиденциальности.
Партнер и вице-президент ADG Group Григорий Печерский рассказал РБК, что его компания хочет построить сеть объектов, которые были бы максимально привлекательны для жителей. «В каждом из 39 кинотеатров мы обязательно сохраним кинопоказ», – обещает бизнесмен. При этом Печерский не стал комментировать детали бизнес-плана и называть источник инвестиций. В некоторых из действующих кинотеатров, вошедших в лот столичного правительства, работают крупные операторы российского кинопроката – «Формулы Кино» (кинотеатры «Ладога», «София», «Витязь», «Прага») и «Каро-Фильм» («Киргизия»).
«У «Формулы Кино» заключены долгосрочные договоры аренды на несколько отдельно стоящих кинотеатров (входящих в число приобретенных), которые гарантируют соблюдение всех наших прав как арендатора вне зависимости от того, кто стал владельцем здания», – заявили РБК в пресс-службе сети. Договор аренды в здании кинотеатра «Киргизия» у «Каро-Фильма» действует до 2018 года – об этом компания заявляла районной газете «Восточный округ». В пресс-службе сети в пятницу вечером не смогли оперативно подтвердить эту информацию.
Объекты в два-три зала в глубине спальных районов вряд ли заинтересуют профессиональных игроков, тогда как часть действующих объектов уже управляется сетями, обращают внимание в консалтинговой компании JLL. «Совокупные инвестиции в проект достигнут 50 млрд руб., или 300 тыс. руб. на 1 кв. м [при общей площади нынешних объектов в 166 тыс. кв. м], – подсчитал руководитель направления консалтинга в сфере торговых площадей JLL Антон Коротаев. – С учетом такой себестоимости, на наш взгляд, речь может идти о новом строительстве с возможным увеличением площадей. Где нет потенциала с точки зрения ретейла и кино, может быть интересно строительство жилья – в случае если это позволяет участок». ADG имеет большой опыт именно в ретейле, напоминает эксперт. Проект действительно предполагает частичный снос площадей там, где нецелесообразно сохранять нынешнее здание, а участок позволяет построить новое, рассказывал РБК второй консультант, знакомый с планами девелопера.
Кино на треть
«Около полугода назад мы также рассматривали возможность покупки этих кинотеатров, – говорит глава сектора торговой недвижимости инвестиционной группы Accent Real Estate Investment Managers (AREIM) Алексей Ванчугов. – Главный минус заключался в том, что столичные власти требовали, чтобы на коммерческую составляющую в реконструированных кинотеатрах приходилось не больше 30% площадей, что делает проект бессмысленным с экономической точки зрения». Кинотеатры не генерируют большой денежный поток, средние ставки аренды для них – $150 за 1 кв. м в год, это в несколько раз ниже ставок для торговли, говорит Ванчугов.
Впрочем, московские власти скорректировали свои требования, что, безусловно, поможет сделать будущие объекты экономически эффективными, уверен топ-менеджер AREIM. «Площади кинотеатров будут значительно расширены, при этом не менее чем на 30% пространства в каждом из них будет сохранена культурно-просветительская функция, что предусмотрено выданным ГПЗУ», – заявили РБК в департаменте городского имущества Москвы.
Расположение купленных объектов внутри спальных районов, безусловно, является большим плюсом, подчеркивает руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Максим Карбасникофф. «Сегодня в Москве очень ограничено предложение торговых центров в шаговой доступности, – продолжает он. – Уничтожив устаревшие формы торговли, не создали альтернативы, и ниша остается незаполненной. Особенно стоит подчеркнуть, что, делая такую покупку, ADG создает целую сеть, что делает проект крайне привлекательным».