Общество, 01 дек 2020, 09:24

Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова

Ирина Антонова возглавляла Пушкинский музей 52 года. Она стала тем человеком, под руководством которого в СССР впервые привезли «Мону Лизу» и стали выставлять советское искусство вместе с зарубежным. Ей было 98 лет
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина, скончалась на 99-м году жизни. Об этом сообщили РБК в пресс-службе музея.

Директором Пушкинского музея Ирина Антонова была 52 года, с 1961 по 2013 год. Она активно развивала сотрудничество с зарубежными музеями. Например, в музей под ее руководством впервые в СССР привезли на выставку картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1974 год). Позднее в Пушкинском музее состоялся ряд знаковых выставок зарубежного искусства: «Москва — Париж. 1900—1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900—1950» (1996), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Пикассо» (2010) и др. В 1974 году в музее под ее руководством также была проведена реорганизация экспозиции музея: по ее словам, ГМИИ им. А.С. Пушкина стал первым советским музеем, который «начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным».

Антонова родилась в Москве 20 марта 1922 года. В детстве она несколько лет провела в довоенном Берлине, где работал в посольстве СССР ее отец. В Москву семья Антоновых вернулась после прихода к власти в Германии нацистов.

В 1940 году она поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). В 1941 году, после слияния ИФЛИ с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, стала студенткой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ, и окончила его с отличием в 1945 году. В годы войны она работала медсестрой в госпитале на Красной Пресне.

В апреле 1945 года она устроилась на работу в ГМИИ имени А.С. Пушкина. В своих интервью Антонова не раз рассказывала, что полюбила его не сразу, так как послевоенный музей производил гнетущее впечатление.

Однако после войны, когда в музей вернулись эвакуированные в годы войны коллекции, а затем и коллекции зарубежных музеев, которые СССР вывез с территории Венгрии и Германии в качестве трофеев, ее отношение к музею поменялось. «Я начала погружаться в мир искусства, который до этого знала только по репродукциям.<...> Все это произвело на меня огромное впечатление. Каждый день меня ждали открытия! Искусство захватило меня, и постепенно музей стал для меня родным», — рассказывала она.

Говоря о возращении в Германию коллекции Дрезденского музея, вывезенной Советской армией, Ирина Антонова позднее отмечала, что в середине 1950-х годов, когда было принято такое решение, не была уверена, что это правильно, «Потому что воспоминания о войне были еще слишком живыми и болезненными», — поясняла она.

В апреле 2013 года ее назначили главным куратором государственных музеев России. В июле того же года ее уволили с поста директора Пушкинского музея, одновременно учредив для нее пост президента ГМИИ.

Помимо управления музеем, Антонова вела преподавательскую работу в России и за рубежом: читала лекции в МГУ и в Институте кинематографии, а также в Институте восточных языков в Париже.

Антонова — академик российской академии художеств, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (за 1995 и 2017 год), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». 

«Для всего музейного сообщества Ирина Александровна Антонова была примером безупречного служения музейному делу, безупречным авторитетом и очень уважаемым человеком. В каждом музее, в петербургском, в московском, все, кто ее знал, будут ее всегда помнить», — сказала РБК генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

«Это такой шок скорее. Ирина Александровна была очень важным человеком для Москвы, для Пушкинского музея. Она сделала Пушкинский музей музеем с международной репутацией, музеем мирового уровня, музеем-легендой, куда стремятся привезти свои выставки крупнейшие музеи мира. Это огромная потеря для всех нас, смена эпохи», — сообщила РБК генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
B2b-клиенты мучаются с заказами. Что они хотят делать онлайн
Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
Как монетизировать приложение: четыре популярные стратегии и одна модная