Общество, 01 дек 2020, 09:24

Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова

Ирина Антонова возглавляла Пушкинский музей 52 года. Она стала тем человеком, под руководством которого в СССР впервые привезли «Мону Лизу» и стали выставлять советское искусство вместе с зарубежным. Ей было 98 лет
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина, скончалась на 99-м году жизни. Об этом сообщили РБК в пресс-службе музея.

Директором Пушкинского музея Ирина Антонова была 52 года, с 1961 по 2013 год. Она активно развивала сотрудничество с зарубежными музеями. Например, в музей под ее руководством впервые в СССР привезли на выставку картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1974 год). Позднее в Пушкинском музее состоялся ряд знаковых выставок зарубежного искусства: «Москва — Париж. 1900—1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900—1950» (1996), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Пикассо» (2010) и др. В 1974 году в музее под ее руководством также была проведена реорганизация экспозиции музея: по ее словам, ГМИИ им. А.С. Пушкина стал первым советским музеем, который «начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным».

«Надо что-то оставить после себя»: какой была Ирина Антонова
Фотогалерея

Антонова родилась в Москве 20 марта 1922 года. В детстве она несколько лет провела в довоенном Берлине, где работал в посольстве СССР ее отец. В Москву семья Антоновых вернулась после прихода к власти в Германии нацистов.

В 1940 году она поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). В 1941 году, после слияния ИФЛИ с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, стала студенткой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ, и окончила его с отличием в 1945 году. В годы войны она работала медсестрой в госпитале на Красной Пресне.

В апреле 1945 года она устроилась на работу в ГМИИ имени А.С. Пушкина. В своих интервью Антонова не раз рассказывала, что полюбила его не сразу, так как послевоенный музей производил гнетущее впечатление.

Однако после войны, когда в музей вернулись эвакуированные в годы войны коллекции, а затем и коллекции зарубежных музеев, которые СССР вывез с территории Венгрии и Германии в качестве трофеев, ее отношение к музею поменялось. «Я начала погружаться в мир искусства, который до этого знала только по репродукциям.<...> Все это произвело на меня огромное впечатление. Каждый день меня ждали открытия! Искусство захватило меня, и постепенно музей стал для меня родным», — рассказывала она.

Говоря о возращении в Германию коллекции Дрезденского музея, вывезенной Советской армией, Ирина Антонова позднее отмечала, что в середине 1950-х годов, когда было принято такое решение, не была уверена, что это правильно, «Потому что воспоминания о войне были еще слишком живыми и болезненными», — поясняла она.

В апреле 2013 года ее назначили главным куратором государственных музеев России. В июле того же года ее уволили с поста директора Пушкинского музея, одновременно учредив для нее пост президента ГМИИ.

Помимо управления музеем, Антонова вела преподавательскую работу в России и за рубежом: читала лекции в МГУ и в Институте кинематографии, а также в Институте восточных языков в Париже.

Антонова — академик российской академии художеств, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (за 1995 и 2017 год), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». 

«Для всего музейного сообщества Ирина Александровна Антонова была примером безупречного служения музейному делу, безупречным авторитетом и очень уважаемым человеком. В каждом музее, в петербургском, в московском, все, кто ее знал, будут ее всегда помнить», — сказала РБК генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

«Это такой шок скорее. Ирина Александровна была очень важным человеком для Москвы, для Пушкинского музея. Она сделала Пушкинский музей музеем с международной репутацией, музеем мирового уровня, музеем-легендой, куда стремятся привезти свои выставки крупнейшие музеи мира. Это огромная потеря для всех нас, смена эпохи», — сообщила РБК генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Глицин не поможет: как бороться с провалами в памяти
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций