Россияне рекордными с весны темпами сократили свои расходы
За последнюю полную неделю истекшего месяца (с 23 по 29 ноября) потребительские расходы россиян сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,4%, свидетельствуют данные проекта SberIndex. Падение стало сильнейшим с мая; быстрее расходы россиян сокращались только весной, когда в стране были введены карантинные меры, призванные ограничить распространение коронавирусной инфекции COVID-19.
По предварительной оценке, по итогам ноября в целом потребительские расходы россиян сократятся год к году на 9,9%, что сделает этот месяц одним из худших для ретейлеров в 2020 году. Сильнее расходы падали только в апреле (на 26,2%) и мае (на 16,8%).
Остановить падение не помогли даже приуроченные к «черной пятнице» распродажи. По оценке аналитиков SberIndex, акции прошли слабо, что привело к снижению расходов примерно на 2 п.п.
«Всплеск спроса, спровоцированный распродажами, наблюдался во всех традиционных категориях, но объем дополнительных расходов был на 40% ниже, чем в 2019 году», — отмечается в отчете SberIndex.
Аналогичный прошлогоднему всплеск спроса в «черную пятницу» (27 ноября и соседние с ней дни) был зафиксирован только в категории «Компьютеры и программное обеспечение». Траты на покупку товаров из этой категории в нынешнем году, как и годом ранее, увеличились на 60%. А вот, например, в категории «Бытовая техника и электроника» прирост на пике распродаж составил только 20 вместо 48% годом ранее.
За неделю с 23 по 29 ноября в целом россияне сократили расходы на непродовольственные товары на 9% (в годовом исчислении), на услуги — на 32,2%. При этом сильнее всего уменьшились траты в наиболее пострадавших от COVID-19 сегментах:
- на покупки в магазинах Duty Free — на 76,9%;
- на проживание в гостиницах — на 76,1%;
- на развлечения — на 71,8%;
- на авиабилеты — на 59,7%.
Более чем на четверть упали также расходы на:
- поездки в городском транспорте — на 44,3%;
- книги, музыку, видео — на 37,6%;
- посещение кафе и ресторанов — на 36,1%;
- услуги салонов красоты, массажа и спа — на 29,9%;
- телекоммуникационные услуги — на 29,4%.
Фиксировавшийся на протяжении всего ноября рост расходов на бытовую технику, электронику и мебель на последней неделе месяца сменился спадом — на 5,8 и 1,7% соответственно. Резко сократились также траты на одежду и обувь (до минус 19,3%) и товары для спорта (до минус 14,5%).
Больше, чем в прошлом году, россияне по-прежнему тратят на компьютеры и ПО (на 48,1%), лекарства и медицинские товары (14,4%), автозапчасти и автоаксессуары (1,8%), продукты (3,4%).