Пандемия коронавируса, 01 дек 2020, 12:06

Россияне рекордными с весны темпами сократили свои расходы

Остановить падение не помогли даже приуроченные к «черной пятнице» распродажи. На последней полной неделе ноября потребительские расходы россиян сократились год к году на 11,4%
Читать в полной версии
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

За последнюю полную неделю истекшего месяца (с 23 по 29 ноября) потребительские расходы россиян сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,4%, свидетельствуют данные проекта SberIndex. Падение стало сильнейшим с мая; быстрее расходы россиян сокращались только весной, когда в стране были введены карантинные меры, призванные ограничить распространение коронавирусной инфекции COVID-19.

По предварительной оценке, по итогам ноября в целом потребительские расходы россиян сократятся год к году на 9,9%, что сделает этот месяц одним из худших для ретейлеров в 2020 году. Сильнее расходы падали только в апреле (на 26,2%) и мае (на 16,8%).

Остановить падение не помогли даже приуроченные к «черной пятнице» распродажи. По оценке аналитиков SberIndex, акции прошли слабо, что привело к снижению расходов примерно на 2 п.п.

Как проходит «черная пятница» во время пандемии. Фоторепортаж
Фотогалерея

«Всплеск спроса, спровоцированный распродажами, наблюдался во всех традиционных категориях, но объем дополнительных расходов был на 40% ниже, чем в 2019 году», — отмечается в отчете SberIndex.

Аналогичный прошлогоднему всплеск спроса в «черную пятницу» (27 ноября и соседние с ней дни) был зафиксирован только в категории «Компьютеры и программное обеспечение». Траты на покупку товаров из этой категории в нынешнем году, как и годом ранее, увеличились на 60%. А вот, например, в категории «Бытовая техника и электроника» прирост на пике распродаж составил только 20 вместо 48% годом ранее.

За неделю с 23 по 29 ноября в целом россияне сократили расходы на непродовольственные товары на 9% (в годовом исчислении), на услуги — на 32,2%. При этом сильнее всего уменьшились траты в наиболее пострадавших от COVID-19 сегментах:

  • на покупки в магазинах Duty Free — на 76,9%;
  • на проживание в гостиницах — на 76,1%;
  • на развлечения — на 71,8%;
  • на авиабилеты — на 59,7%.

Более чем на четверть упали также расходы на:

  • поездки в городском транспорте — на 44,3%;
  • книги, музыку, видео — на 37,6%;
  • посещение кафе и ресторанов — на 36,1%;
  • услуги салонов красоты, массажа и спа — на 29,9%;
  • телекоммуникационные услуги — на 29,4%.

Фиксировавшийся на протяжении всего ноября рост расходов на бытовую технику, электронику и мебель на последней неделе месяца сменился спадом — на 5,8 и 1,7% соответственно. Резко сократились также траты на одежду и обувь (до минус 19,3%) и товары для спорта (до минус 14,5%).

Больше, чем в прошлом году, россияне по-прежнему тратят на компьютеры и ПО (на 48,1%), лекарства и медицинские товары (14,4%), автозапчасти и автоаксессуары (1,8%), продукты (3,4%).

Pro
Ищу партнера: как компании найти и оценить подрядчика для IТ-проекта
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Делиться властью и копаться в себе: что должен уметь лидер в новом мире
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением