Общество, 01 дек 2020, 19:58

«Ледокол «Ленин» для музейного цеха». Коллеги вспоминают Ирину Антонову

На 99-м году жизни скончалась искусствовед, президент Пушкинского музея Ирина Антонова. РБК поговорил о ее вкладе в развитие музейного дела с руководителями российских и зарубежных музеев
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости)

Ирина Антонова стала символом музейного дела XX века и навсегда останется в истории российской культуры, считают руководители российских и иностранных музеев. В советские годы она не побоялась выставлять художников, которые считались оплотами идеологически враждебного модернизма, и открыла новые горизонты не только для ГМИИ, но и для других российских музеев.

С 1961 по 2013 год Антонова была бессменным директором Пушкинского музея, а затем занимала пост его президента. Она активно развивала сотрудничество с зарубежными музеями, при ней прошли знаковые выставки «Москва — Париж. 1900–1930», «Москва — Берлин. 1900–1950», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Пикассо». В 1974 году в ГМИИ впервые была выставлена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. По инициативе Ирины Антоновой в музее был открыт Отдел личных коллекций, проводились конференции и многочисленные мероприятия, среди них — знаменитые «Декабрьские вечера» пианиста Святослава Рихтера.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает, что Ирина Антонова была блестящим руководителем и символом музейного дела XX века. «Для нас это большая утрата. Я знал ее с моего детства, она всегда была для меня, как и для многих, ориентиром человека и руководителя. <...>. Она была блестящим директором. Она была всегда женственна, элегантна, интеллигентна, в то же время она была твердой, жесткой, практичной, знающей, что она делает. Все это вместе очень важно для музея», — сказал он.

Соболезнования в разговоре с РБК выразил директор галереи Уффици во Флоренции Айке Шмидт: «Мир искусства и культуры скорбит о смерти Ирины Александровны Антоновой, одного из величайших и наиболее уважаемых музейных работников XX века и первых десятилетий нового века, всемирно известного ученого и знатока не только современного искусства, но и итальянского Ренессанса, столь любимого ею». Шмидт назвал Антонову «примером не только для каждого коллеги по музейной работе, но и для каждого человека».

Между Государственным музеем изобразительных искусств и галереей Уффици четыре года назад был подписан договор о сотрудничестве, который дает Пушкинскому музею возможность проводить выставки уникальных полотен итальянского Ренессанса.

Известие о смерти Ирины Антоновой стало полной неожиданностью и для Лувра, с которым её связывали давние отношения и годы сотрудничества. В письме РБК директор Лувра Жан-Люк Мартинес вспоминает вехи в совместной работе Лувра и Пушкинского музея: приезд "Мона Лизы" в Москву в 1974 году, выставка "Святая Русь" в 2010 году, выставка "Голоса воображаемого музея Андре Мальро" 2016-2017 г. Жан-Люк Мартинес написал: «Лувр и я лично хотели бы отдать дань уважения Ирине Александровне Антоновой, прославленному директору Пушкинского музея, необыкновенной и знаковой личности, которая пользовалась большим уважением в музейном мире».

Гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в разговоре в РБК попыталась «охватить» взглядом всю огромную «невероятную жизнь» Ирины Антоновой. За 52 года руководства Пушкинским музеем, считает Трегулова, Ирина Антонова изменила подход к музейно-выставочной деятельности.

«Она инициировала частично вместе с Государственным Эрмитажем, частично сама крупнейшие экспозиции живописи из крупнейших музеев мира. И это был период, когда никто из нас не мог мечтать о поездке во Францию, о том, что когда-нибудь увидит Лувр, Национальную галерею в Лондоне, музей «Метрополитен» в Нью-Йорке. И 100 шедевров музея «Метрополитен» оказывались в Ленинграде и Москве, выстраивались огромные очереди, для нас это была единственная возможность соприкоснуться с тем, что принадлежало всему человечеству, но к чему у нас не было доступа», — отметила она.

Трегулова вспомнила, как работала с Антоновой при подготовке выставки «Москва — Берлин». «Мне посчастливилось работать на этой выставке, работать в теснейшем контакте с Ириной Александровной и видеть, как настойчиво она выбивала для показа в Москве самые важные вещи из зарубежных собраний, как не шла ни на какие компромиссы. А это было тяжелое время, когда очень широко обсуждался вопрос о перемещенных ценностях», — сказала глава Третьяковки.

Генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая в беседе с РБК отметила, что Ирина Антонова прожила очень яркую, красивую жизнь. «Для всего музейного сообщества Ирина Александровна Антонова была примером безупречного служения музейному делу, безупречным авторитетом и очень уважаемым человеком», — сказала она.

Генеральный директор Русского музея Владимир Гусев выразил мнение, что Ирина Антонова навсегда останется в истории российской культуры и ее пример всегда будет ориентиром для всех, кто причастен к музейному делу. «У меня не получается сказать — ушла из жизни Ирина Александровна Антонова, потому что ее жизнью была жизнь музея. Не только одного музея — Пушкинского, но и всех музеев России, музеев мира. Ее знали во всех музеях. И она была частью этой жизни, частью, казалось, неотъемлемой», — отметил он.

«Это такой шок скорее. Ирина Александра была очень важным человеком для Москвы, для Пушкинского музея. Она сделала Пушкинский музей музеем с международной репутацией, музеем мирового уровня, музеем-легендой, куда стремятся привезти свои выставки крупнейшие музеи мира. Это огромная потеря для всех нас, смена эпохи», — сказала РБК генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.

Искусствовед, академик Российской академии художеств Михаил Каменский отмечает смелость идей Антоновой, называет ее реформатором: «Несмотря на идеологические барьеры, именно она стала первой выставлять таких художников, как Анри Матисс, Александр Тышлер. Она ввела принцип диалога отечественного искусства и зарубежного, диалога искусства изобразительного и музыкального. Она брала на себя смелость показывать художников, которые считались оплотами враждебного идеологического советскому мышлению модернизма. Она выставляла Пикассо, Модильяни. Последним ее таким мощнейшим выставочным проектом был проект 2016 года воображаемый музей Андре Мальро».

Огромный вклад в развитие музейного дела и превращение Пушкинского музея в музей мирового уровня отмечает в разговоре с РБК и член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов Валерий Перфильев. Именно в период ее директорства из «университетского музея» Пушкинский вырос в «очень значительную музейную структуру», говорит он.

Директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин отмечает, что Антонова страстно болела не только за Пушкинский музей, но и за весь музейный цех. Она стояла и у истоков создания музея Андрея Рублева и сохранения его в стенах бывшего Спасо-Андроникова монастыря. «Она была таким ледоколом «Лениным», прокладывающим путь всему музейному цеху среди льдов», — сказал он.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике