Дело Ивана Сафронова, 02 мар 2021, 17:23

Суд продлил до мая арест Ивану Сафронову

Бывшем спецкорреспонденту «Коммерсанта» Ивану Сафронову вменяют госизмену. Ранее он рассказал в интервью, что писал статьи для чешского аналитического бюллетеня об обороне
Читать в полной версии
(Фото: Андрей Любимов / РБК)

Лефортовский суд Москвы продлил арест бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей», советника главы Роскосмоса Ивана Сафронова до 7 мая. Об этом сообщили РБК в пресс-службе инстанции.

Заседание проходило в закрытом режиме; из-за коронавирусных ограничений в здание суда пустили только двоих родственников журналиста. Продления ареста требовал следователь Следственного управления ФСБ Александр Чабан.

Сафронов был задержан по обвинению в госизмене 7 июля 2020 года, он не признает вину. ФСБ считает, что журналист в 2012 году был завербован разведкой Чехии, а спустя пять лет, в 2017 году, отправил своему контактному лицу секретные сведения, связанные с «военно-техническим сотрудничеством России с североафриканским государством и действиями российских вооруженных сил на Ближнем Востоке», рассказывал адвокат журналиста Иван Павлов. Следствие считает, что конечным получателем этих сведений были США.

Агентом чешских спецслужб, который общался с Сафроновым, ФСБ считает его знакомого, бывшего собкорра газеты Lidové noviny в Москве Мартина Лариша, рассказывал сам журналист в письменном интервью «Коммерсанту». В 2017 году Лариш, который был с Сафроновым в приятельских отношениях, создал в Праге собственный проект — Информационное агентство анализа и профилактики безопасности. «Идея была проста: организация рассылки среди подписчиков дайджеста СМИ и аналитических материалов на платной основе. Такое информационное агентство, потребителями информации которого являются другие СМИ. Похожие ресурсы были и есть и в России, например «Перископ.2», Центр анализа стратегий и технологий, Центр анализа мировой торговли оружием. Он попросил о помощи в раскрутке бизнес-идеи, и я согласился, поскольку от основной работы это меня никак не отвлекало. Я писал для него не более одного-двух материалов в месяц. Темы базировались на актуальной, публично обсуждавшейся в тот период времени информации», — рассказал Сафронов.

«Я готовил для Мартина дайджесты в период 2017–2019 годов. Последний текст отправил ему в 2019 году, в августе или сентябре», — пояснил журналист. Он добавил, что с Ларишем работали и другие журналисты, кроме того, это сотрудничество не принесло ему никакого дохода. На его компьютере следствие нашло программу шифрования VeraCrypt; ее использование Сафронов назвал обычной для журналистов практикой.

Сафронов выразил уверенность, что Лариш не мог быть разведчиком. Чех опровергал свою причастность к деятельности спецслужб и заявлял, что общался с Сафроновым как друг и коллега.

Следствие не конкретизирует, передачу какой именно информации Ларишу оно считает преступным, утверждает защита Сафронова. ФСБ предлагала журналисту в рамках досудебного соглашения выдать свои источники; в рамках дела следствие назначило экспертизу всех заметок Сафронова, при этом оно настаивает, что его преследование не связано с его журналистской деятельностью, говорил Павлов. Ранее у спецслужб возникали вопросы к Сафронову из-за материала о поставках истребителей Су-35 в Египет, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) из-за этой статьи подавала к «Коммерсанту» иск о разглашении гостайны.

Президенту Владимиру Путину по меньшей мере дважды публично задавали вопросы о деле Ивана Сафронова. Комментируя его впервые на встрече с членами СПЧ, президент выразил уверенность, что обвинение связано не с журналистской деятельностью Сафронова, а с периодом его работы в «Роскосмосе». Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков затем назвал это оговоркой. Спустя неделю во время большой пресс-конференции Путин, говоря о Сафронове, назвал предательство «самым большим грехом», сослался на данные следствия, что журналист «сознательно собирал и передавал» информацию, но допустил, что Сафронов «мог оступиться».

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в октябре в интервью ТАСС говорил, что не будет увольнять Сафронова по меньшей мере до приговора. Он заявил, что много лет знает его «как порядочного человека и профессионального журналиста» и надеется на оправдание. Рогозин упомянул, что при найме в «Роскосмос» Сафронов прошел все необходимые проверки, и добавил, что с уважением относится к работе органов госбезопасности, но исходит из принципа презумпции невиновности.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Выборы в Индии могут ударить по ценам на золото. Что будет с рынком
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши