Общество, 02 апр 2015, 00:25

Карты не подведут

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

С 1 апреля платежные системы Visa и MasterCard должны были перевести внутрироссийские транзакции в национальную платежную систему. Часть банков уже предупредили клиентов о проблемах при использовании пластиковых карт. Как обезопасить себя от возможных сбоев по картам?

По новым правилам работы на территории России международные платежные системы Visa и MasterCard должны с 1 апреля начать проведение внутрироссийских транзакций через Национальную систему платежных карт (НСПК). Ввести новые правила было решено в прошлом году, после того как Visa и MasterCard заморозили операции по картам попавших под санкции банков («Россия», СМП Банк и др.).

Во вторник ЦБ сообщил, что MasterCard завершила процесс подключения банков к операционно-клиринговому центру НСПК в установленный срок. Ранее стало известно, что Visa не успевает перевести весь трафик в национальную платежную систему и продолжит проводить операции через свои клиринговые центры.

Большинство отечественных банков уверяют, что процесс перехода никак не отразится на клиентах. Сбербанк еще 27 марта заявил, что готов к любому развитию событий и обслуживание карт будет стабильным.

«С точки зрения клиента, нет никакой разницы, как именно маршрутизируется транзакция. Это просто смена технологии, которая не должна отра­зиться на владельцах карт», — уверяет начальник отдела пластиковых карт и сервисов ДБО Абсолют Банка Алексей Перов. Некоторые банки все же предупредили клиентов о возможных сбоях при использовании пластиковых карт. В конце прошлой недели Райффайзенбанк распространил среди клиентов сообщение, в котором попросил отнестись с пониманием к «возможным неудобствам, вызванным техническими работами». При этом банк уточнил, что предстоящие изменения не затронут операции, совершаемые в банкоматах Райффайзенбанка, а также операции клиентов, находящихся за границей.

Что может пойти не так?

Самый негативный вариант — это остановка всех операций с картами Visa и MasterCard в России. Это произойдет в случае, если платежные системы отключат банковские идентификационные номера (БИН), которые они используют для идентификации банка при авторизации, процессинге и клиринге, говорит заместитель начальника департамента платежных технологий Пробизнесбанка Леонид Яшин.

Впрочем, это очень маловероятный сценарий, оговаривается эксперт. Основная проблема, которая может возникнуть у держателей карт, — отказ обслуживания. «Мы сталкивались с похожей проблемой, когда начинали выпуск карт платежной системы Union Pay», — рассказывает заместитель председателя правления ЛайтБанка Денис Фонов. У некоторых банков не подгружался идентификационный код, который определяет карту в системе. «Это можно сравнить с ситуацией, когда у вас есть паспорт, но по каким‑то причинам его номер исчез из системы. Чтобы его вернуть, нужно связаться с органом, который его выдал. Мы точно так же в ручном режиме связывались с банками, системы которых не видели карты клиентов, и просили внести изменения», — вспоминает Фонов. Обычно этот процесс занимал один-два дня.

Также в отдельных случаях возможны списания средств с задержкой и двойные списания, добавляет Яшин.

Что делать, если у вас все‑таки были списаны лишние средства?

Основной совет, который дают банкиры, — при возникновении любых сложностей с проведением транзакций обращаться к специалистам банка, выпустившего карту. Если при оплате у вас были некорректно списаны деньги, то нужно сохранить все чеки и сразу же обратиться в банк, поясняет глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Сотрудники cаll-центра предложат приехать в ближайшее отделение и написать заявление.

По закону «О национальной платежной системе» в случае оспаривания платежа банк должен рассмотреть претензию клиента в течение 30 дней, если речь идет о платежах, совершенных на территории России, и в течение 60 дней при заграничных транзакциях.

Пока все спокойно

Российские ретейлеры пока не столкнулись с проблемами, связанными с переводом операций по картам Visa и MasterCard на Национальную систему платежных карт. Представители X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), «Дикси», Metro, «Снежной королевы» и Lamoda заявили РБК, что в течение дня 1 апреля никаких жалоб из их магазинов не поступало. Пресс-секретарь Ассоциации компаний интернет-торговли Антон Пантелеев также рассказал РБК, что 1 апреля никаких сбоев, связанных с проведением платежей по картам, зафиксировано не было. По словам директора по эмиссии и расчетам процессингового центра Альфа-банка Сергея Брынина, миграция на НСПК по картам MasterCard Альфа-банка прошла без сбоев. «Мы много внимания уделили процессу тестирования и подготовительным работам. Также с целью минимизации рисков переход трафика на российский процессинг осуществлялся не одномоментно, а несколькими порциями», — рассказал Брынин РБК. Как отметил сотрудник банка из топ-10, по картам Visa большая часть операций, как и раньше, обрабатывается в операционном центре за рубежом.

Представитель Райффайзенбанка, который ранее предупреждал о возможных сложностях при проведении расчетов, заявил, что никаких сбоев в работе пластиковых карт не было и нет. Оттока средств с карточных счетов в Райффайзенбанке не было, добавил он.

Материал подготовлен проектом Quote.rbc.ru

Каждую секунду — мусоровоз пластика. Почему мир не может решить проблему
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падает
Россия в черном списке ЕС по отмыванию денег. Что это значит
ФНС против четырех новых налоговых схем. Кейсы
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразы
Американским беби-бумерам принадлежат $80 трлн. Почему это злит молодежь
Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохом