Общество, 02 июл 2014, 01:24

Взрыв на 35 рублей за литр

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

На АЗС в Москве 95-й бензин подорожал до рекордных 35 руб. за 1 л: цены подняли ЛУКОЙЛ и «Транс-АЗС». В ближайшее время их примеру последуют конкуренты, прогнозируют в Московской топливной ассоциации (МТА). Причина — рост оптовых цен из-за аварии на Ачинском НПЗ, на это ссылаются участники торгов на Санкт-Петербургской товарной бирже.

На прошлой неделе «ЛУКОЙЛ-Центрнеф­тепродукт» и «Транс-АЗС» подняли цены на АИ-95 на 50 коп., и они превысили психологический уровень в 35 руб. за 1 л, достигнув 35,02 руб. и 35,01 руб. соответственно, следует из данных Московской топливной ассоциации. АИ-92 на заправках этих компаний также подорожал на 50 коп. за 1 л, до 32,12 и 31,47 руб.

Средняя по Москве стоимость АИ-95 выросла на 11 коп., до 34,44 руб. за 1 л, АИ-92 — на 12 коп., до 31,5 руб. «Думаю, что в ближайшее время за ЛУКОЙЛом и «Транс-АЗС» последуют другие владельцы АЗС и поднимут цены, считает президент МТА Евгений Аркуша. С ним согласен директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

За последние несколько недель выросли оптовые цены на бензин, а розничный рынок вынужден реагировать, так как маржа оказалась ниже критического уровня (около 7% по 92-му бензину и около 12% по 95-му), указал Аркуша.

По данным ИАЦ «Кортес», с начала июня оптовые цены на АИ-95 прибавили 5%, поднявшись до 38 472 руб. за 1 т, а на АИ‑92 — 6,5%, до 36 932 руб. за 1 т. С начала года рост цен составил 17 и 21,8% соответственно.

Для того чтобы заправка была рентабельной, ее маржинальная доходность должна составлять не менее 10—12%, отметил Турукалов. Повысив цены, ЛУКОЙЛ предположительно достиг этих уровней. Однако чтобы АЗС начали зарабатывать, бензин должен подорожать еще минимум на 50 коп., предупредил он.

Одна из основных причин роста цен в опте — ажиотажный спрос, который возник из-за аварии на Ачинском НПЗ 15 июня, считают Аркуша и Турукалов. Эта авария могла спровоцировать спекулятивный спрос, говорил ранее и представитель Федеральной антимонопольной службы.

Из-за пожара резко подскочили цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, добавил Турукалов: если еще 11 июня бензин АИ-92 с Ангарской НХК продавался по 36 тыс. руб. за 1 т, то 1 июля он стоил уже 38 300—38 650 руб., примерно на 2 тыс. руб. выросла цена топлива и на Омском, Уфимском и Московском заводах. Биржевые цены моментально отреагировали на новость о пожаре на Ачинском НПЗ. Мелкооптовые цены начали расти с лагом примерно три—пять дней, а розница — через две недели.

Розница может опаздывать в росте и на месяц, уточнил гендиректор трейдинговой компании «Ардос» Ринат Фаттахов. Но крупные компании могут намеренно сдерживать рост, добавил он.

«На российском рынке наблюдается общее повышение цен на автобензины, связанное как с сезонным ростом спроса, так и с существенным ростом мировых котировок на автобензины. Увеличение отпускных цен НПЗ вынуждает предприятия нефтепродуктообеспечения поднимать розничные цены на АЗС для поддержания положительной маржинальности розничных продаж», — сказал РБК представитель ЛУКОЙЛа. Но повышение цен на АЗС не позволило полностью компенсировать снижение маржи, подчеркнул он.

Представитель «Роснефти» отказался от комментариев. В «Газпром нефти» пока не ответили на запрос РБК.

Из-за взрыва и пожара на Ачинском НПЗ погибли восемь работников завода, еще семь человек получили ранения. Представитель «Роснефти» (контролирует этот завод) не говорит, когда НПЗ восстановит работу. Но это не самый крупный завод: в 2013 году он выпустил 1,2 млн т бензина и 2 млн т дизтоплива.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители