Греция не Кипр: может ли Россия изменить судьбу Европы?
Вчера премьер Алексис Ципрас заявил, что Греция согласна принять почти все условия кредиторов по продлению программы поддержки Афин. Еврогруппа увидела в этом заявлении шанс на прогресс. Впрочем, выйдет или не выйдет Греция из еврозоны, не столь важно: Европе дешевле помогать Греции в любом случае.
Давняя история
Греческая власть не верит данным опросов своих граждан, которые не желают выхода страны из еврозоны и готовы пострадать от сокращения госрасходов. При этом возможности перехода страны на собственную валюту не принимаются всерьез, а заявления правительства о референдуме в большей степени носят политический окрас. Греческий кризис начался давно — по сути, еще со вступления в еврозону в 2001 году. Фактически страна, как подтвердилось позже, не снижала дефициты бюджета, а маскировала их. Эти действия напоминали Россию в 1997—1998 годах: невозможность увеличить доходы (плохой сбор налогов) привела к необходимости занимать на рынке под все более растущие проценты, а затем и к спекулятивной атаке на рубль. Большие дефициты бюджета — одна из стандартных причин кризисов стран «чуть менее развитых», чем крупнейшие экономики (по удельному показателю ВВП на душу населения).
Проблемы Греции усилились в 2009 году, когда ко всем прежним грехам вроде замалчивания дефицитов бюджета было открыто, что государственная статистика Греции подделана с помощью инвестбанкиров из Goldman Sachs. Греческие органы государственной статистики Греции скрывали большой дефицит бюджета, чтобы страна могла вступить в еврозону, а в качестве инструмента подобных манипуляций использовались производные финансовые инструменты. Когда данная информация подтвердилась, игроки на финансовых и фондовых рынках серьезно задумались, чему вообще можно верить в отношении Греции? Недоверие спровоцировало резкий рост ставки процента по госдолгу.
Естественно, это привело к падению рейтинга гособлигаций Греции ниже инвестиционного уровня и к ухудшению доступа к займам. Если до 2009 года облигации Греции и Германии торговались почти одинаково, то после данного временного отрезка их стоимость сильно разошлась (см. график).
Куда ушли деньги?
Может возникнуть резонный вопрос: Грецию уже спасали в 2010 году при помощи «тройки» — Европейского центрального банка, Еврокомиссии и Мирового валютного фонда, — давали деньги, где они?
Они — в банках крупных экономик еврозоны. Греческие банки накопили долгов банкам Германии, и помощь фактически ушла обратно в Европу. В результате удалось предотвратить кризис в банковских системах других экономик, но не в Греции.
Урезание стоимости долга Греции в 2011 году крайне отрицательно отразилось на собственном капитале банков Кипра. Именно поэтому в 2012 году Россия помогала Кипру льготным кредитом, и именно поэтому у нас уже есть опыт работы с критически слабыми экономиками. Сможем ли мы помочь Греции? Ведь нужно всего лишь предоставить им временную ликвидность, а не выкупить весь долг. Около €30 млрд для решения данной задачи могло бы быть достаточно.
Помогать или нет?
Последствия мирового финансового кризиса 2008–2009 годов отразились на Кипре, снизился спрос на финансовые услуги и туризм, в силу чего в 2009 году началась не очень глубокая (-4%) рецессия. В итоге при ВВП около €17 млрд уровень долга по отношению к ВВП составлял примерно 87% в начале 2012 года.
В 2011 году кипрское правительство обратилось к России за помощью в выплате долгов по облигациям в размере €1,2 млрд. На тот момент времени ЗВР России составляли более $500 млрд. И Кипру был представлен заем на льготных условиях в размере €2,5 млрд, что превышало 10% ВВП.
Хватило его ненадолго: дефициты бюджета сохранялись, и через год Кипр обратился к России за новым займом в размере около €5 млрд, который представлен не был. Тогда стране пришлось соглашаться на требования «тройки» относительно изменения расходов и доходов бюджета ради получения финансирования.
Греция находится в более сложном положении, чем Кипр: отношение госдолга к ВВП составляет почти 180%. И заменить «тройку» в текущих условиях было бы весьма сложно даже с помощью нового аналога МВФ для стран БРИКС. Очевидно, что экономическая ситуация в России не способствует выделению значительных финансовых ресурсов. Тем не менее в качестве возможной альтернативной помощи выступает заключенное на днях между Россией и Грецией соглашение, которое в Греции назвали «инвестицией десятилетия», о строительстве греческого участка газопровода «Турецкий поток».
Использовать средства Нового банка развития (активы которого составляют около $100 млрд) Россия как член БРИКС может, но вероятность достаточно низка. Во-первых, прокредитуется заведомо неблагонадежный актив. Во-вторых, Новый банк развития будет принимать решения не только по желанию России, но и далеких от европейских проблем Китая, Индии, Бразилии и ЮАР.
Выйдет или не выйдет?
Если Россия все же решит не спасать дружественную Грецию, то два сценария — выход и невыход Греции из еврозоны — отличаются вероятностно, но не очень отличаются результатами.
Наименее вероятен выход Греции из зоны евро. Сложность в том, что, во-первых, в Греции развит туризм, а туристы испытывают больший комфорт, расплачиваясь в небольшой европейской стране обычными способами — картой или стандартной валютой. С этой точки зрения выгод у Греции от отказа от евро не так много. Да, это может позволить проводить независимую монетарную политику. Но если не перестать тратить 44% ВВП на госрасходы, дефицит бюджета не сократить. Тут вопрос не в ставках процента, а в бюджетной дисциплине.
Во-вторых, «новый евро», который получится после выхода Греции из еврозоны, будет другой валютой, — и что произойдет с большим объемом имеющихся номинальных контрактов, понятно не до конца. Поэтому крупные страны еврозоны могут не желать испытывать юридическое мастерство приходящих к ним клиентов — дешевле помогать Греции.
Россия будет затронута в любом случае — потому что и в случае списания долга, и в случае выхода Греции из зоны евро в еврозоне должно будет наблюдаться снижение спроса на товары, а значит, снижение цен на нефть, и значит, падение курса рубля.
Надежда на Илона Маска
Греция прошла точку невозврата. Кроме «тройки» у нее нет контрагента, который захотел бы выручать страну с учетом ее прошлых «заслуг». Возможно, собственная валюта позволила бы пережить короткий и сильный экономический кризис, после чего страна вышла бы на положительные темпы роста ВВП, но с этим связано много как политических, так и экономических сложностей.
Остается надеяться, что существенную часть долга Греции купит Уоррен Баффет на пару с Илоном Маском. Это примерно такой же вероятный сценарий, как и тот, что греческое правительство наконец будет всерьез работать со структурными проблемами в экономике, снижать дефициты бюджета, при этом дерегулируя рынки в надежде увеличить ВВП.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.