Тест системы контроля привел к гигантским очередям в аэропортах Европы
В среду, 2 августа, Министерство иностранных дел России предупредило сограждан о появлении больших очередей в некоторых европейских аэропортах. В Twitter ситуационно-кризисного центра МИД (ДСКЦ) отмечается, что «из-за введения Евросоюзом новых правил погранконтроля возникли гигантские очереди» как минимум в четырех аэропортах: Париже, Лиссабоне, Мадриде и Пальма-де-Майорке.
Утром в среду об очередях сообщила также британская The Guardian. По данным издания, подданные Великобритании (которая не входит в Шенгенскую зону) при вылете на континент или возвращении оттуда сталкиваются с четырехчасовыми очередями на пунктах пограничного контроля на въезде и выезде из Шенгенской зоны. По данным издания, с проблемами сталкивались путешественники в аэропортах Франции, Испании и Португалии.
Ужесточение мер безопасности в связи с терактами в Париже и Брюсселе было прописано в распоряжении Европарламента и Евросовета, опубликованном еще в марте. Ожидается, что документ вступит в силу 7 октября 2017 года, но уже сейчас он применяется в аэропортах некоторых стран в тестовом режиме.
Согласно новым предписаниям, пассажиры должны проходить усиленную проверку как на въезде, так и на выезде с территории Шенгенской зоны, в которую входит 26 стран. Новые нормы распространяются на граждан как входящих, так и не входящих в Шенген стран, в том числе на подданных Великобритании.
Новый регламент ЕС 2017/458, принятый Европарламентом и Евросоветом 15 марта 2017 года, содержит поправки к предыдущему регламенту 2016/399. Изменения предусматривают ужесточение проверок сведений о пассажирах, пересекающих внешние границы Шенгенской зоны. Новые нормы, согласно тексту распоряжения, направлены на то, чтобы удостовериться, что лицо, пользующееся правом свободного передвижения в соответствии с законодательством союза, не является «угрозой общественному порядку, внутренней безопасности, здоровью общества или международным отношениям любого из государств — членов союза».
По новым правилам личность пассажира, а также подлинность его проездного документа проверяется по нескольким базам данных — Шенгенской информационной системе (SIS), в базе данных Интерпола о похищенных и утерянных проездных документах (SLTD), а также в Национальных базах данных о похищенных, незаконно присвоенных, утраченных и недействительных проездных документах. Газета The Telegraph отмечает, что процедура приграничной проверки — как на въезд, так и на выезд из Шенгенской зоны — растягивается тем самым до двух минут на каждого пассажира.
Директор ассоциации британских перевозчиков Airlines UK Тим Элдерслейд заявил, что еще в мае он предупреждал Министерство транспорта о схожих проблемах в аэропортах Южной Европы, но впоследствии ситуация сгладилась. «Теперь мы призываем британское правительство совместно с представителями отрасли использовать всевозможное влияние на страны ЕС, чтобы те эффективно использовали свои ресурсы на пограничном контроле. Пока работа по обеспечению персоналом проваливается», — добавил Элдерслейд.
Европейская ассоциация авиаперевозчиков A4E в своем заявлении отмечает: сами очереди вызваны во многом недостаточной укомплектованностью аэропортов сотрудниками безопасности. «Посреди сезона отпусков путешественники стали заложниками воздействия новых правил ЕС на ситуацию в аэропортах», — отмечает A4E.
В заявлении ассоциации указано, что ситуация выражается и в многочисленных опозданиях пассажиров на свой рейс, и в задержках самих рейсов. В сравнении с прошлым летом число таких задержек выросло в четыре раза.
В разговоре с The Guardian представители испанских и французских аэропортов заверили, что уже распорядились выделить дополнительное число сотрудников на стойки пограничного контроля.
По данным сайта FlightAware, число задержанных рейсов по всему миру начало резко расти еще с 30 июля, а за сутки 1 августа составило 21,5 тыс.