Диаметры и кольца: на Moscow Urban Forum показали будущее столицы
Открывшийся в Москве 1 августа ежегодный Moscow Urban Forum впервые проходит в рамках всеобъемлющей выставки «Город для каждого». В течение трех недель вплоть до 21 августа посетители столичного «Манежа» смогут оценить масштаб трансформации городской жизни за последние десять лет, а также ознакомиться с амбициозными планами градостроителей на ближайшую перспективу. По словам организаторов, выставка градостроительных и инфраструктурных проектов стала одним из крупнейших и самым долгосрочным проектом за 11 лет существования форума.
«Мы постарались на этой площадке представить все крупнейшие, самые масштабные проекты, которые мы реализовали, реализуем и будем реализовывать», — заявил на открытии мэр Москвы Сергей Собянин. После открытия выставки экскурсию для журналистов по самым интересным ее экспонатам провел глава столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов.
Дорожное строительство: федеральный узел, фуры, ТПУ и офисы
Первый стенд депстроя посвящен созданию сквозных магистралей через столицу. В первую очередь это проект Московского скоростного диаметра (МСД) — по сути, это объединение почти готовой Северо-Восточной и строящейся Юго-Восточной хорд. Дороги на Казань, Санкт-Петербург и Белгород соединятся в районе станции метро «Шоссе Энтузиастов».
«Дорожная карта» (макет строительства магистралей) разбита по годам и начинается с 2010 года, когда в столице утвердили стратегию транспортного развития города. Ее результатом должно стать формирование к 2023 году «основного транспортного каркаса Москвы», как назвал его Загрутдинов. Участники форума могут погрузиться в «каркас» визуально и виртуально — с помощью VR-технологий. Системообразующими станут четыре проекта: Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды, Южная рокада и упомянутый Московский скоростной диаметр.
Когда строительство хорд будет завершено, появится несколько сотен новых маршрутов и вариантов передвижения. Например, в два раза сократится перепробег транспорта по направлению Юг — Северо-Запад, в 1,5 раза — по направлению Северо-Запад — Восток. На 30% вырастет пропускная способность транспортных коридоров, проходящих через территорию столичного региона, за счет разгрузки МКАД, ЦКАД и ТТК. До 20% МСД разгрузит Садовое кольцо, МКАД и ТТК.
Конфигурацию МСД стенд депстроя показывает в разделе «Итоги», как она сложится к 2023 году. «У нас получается бессветофорное транспортное движение мирового масштаба. В основном оно рассчитано для жителей Москвы и столичного региона, и мэром недавно принято решение, что транзитный транспорт будет проходить по МСД на платной основе», — отметил Загрутдинов. Для москвичей и жителей Подмосковья проезд по магистрали будет свободным.
По словам Загрутдинова, как МСД, так и столичный «транспортный каркас» в целом предназначены в первую очередь для пассажирского транспорта, личного и общественного. Но вытеснение транзитных грузовых потоков из Москвы тоже сопровождается дорожным строительством: логистика медленно, но верно перебирается с окраин МКАД за ЦКАД.
После завершения строительства «транспортного каркаса» в 2023 году Москва продолжит внутригородское, межрайонное дорожное строительство, формирование поперечных связей в городской агломерации. Причем в тесной увязке с городским внеуличным транспортом — метро, МЦД, МЦК и Большим кольцом. Загрутдинов приводит такие цифры: суммарная протяженность всех хордовых магистралей составит 363 км, в том числе 189 искусственных сооружений и 81 пешеходный переход, протяженность прямого хода составит 138 км. Хорды и рокада улучшат связанность девяти округов Москвы и 73 районов с населением порядка 11,4 млн человек, а также кварталы реновации.
Сейчас в стадии строительства находятся восемь путепроводов: в районе 24–25-го километра Ленинградского шоссе, Старо-Рублевский, Дмитровский путепровод, «Текстильщики-1», путепровод через ж/д пути МЦД-1 на ул. Барклая и через пути Савеловского направления, соединяющего улицу 800-летия Москвы с Инженерной. Также два объекта находятся на стадии проектирования: вблизи улицы Академика Королева и улицы Хачатуряна.
После 2026 года, на следующем этапе программы, в разработку уйдут еще пять. Путепроводы будут возводиться в районах Бутырский, Останкинский, Тимирязевский, Таганский и Лефортово.
Отдельным интерактивным макетом департамент строительства Москвы представил проекты ТПУ. Уже существующие или перспективные транспортно-пересадочные узлы проектируются с учетом жилищной и офисной застройки, чтобы транспортная инфраструктура сопрягалась с местами проживания людей и «местами приложения труда». На макете обозначены 67 ТПУ. Горожанин или будущий инвестор может изучить особенности каждого и, например, определиться с выбором участка или офиса под будущее производство или жилье. В свое время в связке с транспортно-пересадочной инфраструктурой формировались и кварталы реновации.
Реновация: пик первой волны и перспектива следующей
Посвященные реновации интерактивные стенды Moscow Urban Forum опознать проще всего — по старинным уличным указателям и небольшой копии стандартной квартиры в хрущевке: с люстрой, ковром и телевизором. Но макет этот скорее для селфи и ностальгии, а рядом — VR-очки, экраны и виртуальный тур по новым квартирам. Отдельный блок детально рассказывает о смене технологий жилищного строительства.
Программа реновации была запущена в Москве ровно пять лет назад, 1 августа 2017 года, и на данный момент в работе находится 556 стартовых площадок площадью свыше 8 млн кв. м. Это и само жилье, и новая инфраструктура к нему — так называемые кварталы реновации. Правда, без увязки к транспортной инфраструктуре, за которой нужно вернуться на предыдущий стенд.
Как заявил на открытии форума Сергей Собянин, программа жилищного строительства «позволила за последний десяток лет переселиться в новые квартиры около 1,5 млн москвичей», а реновация ветхого жилья обеспечит новой современной жилплощадью еще 1 млн человек.
За пять лет программы реновации в Москве, которую глава депстроя назвал беспрецедентной по мировым меркам, была сформирована нормативная база, утверждены этапы строительства, список из 5175 домов, стандарты отделки и благоустройства. На сегодняшний день введено 2,6 млн кв. м нового жилья, в новые квартиры переселились 65 тыс. москвичей, сообщил Загрутдинов. Но к 2025 году темпы предполагается нарастить втрое — с 1 млн «квадратов» в год до более чем 3 млн. Если к данному моменту столица снесла 110 ветхих домов, то через два-три года будут сносить по 200–300 зданий ежегодно.
Как заверил Загрутдинов, реновация идет по строго намеченным срокам: Москва уже ввела в строй 26 домов на более чем 5 тыс. квартир. На данный момент переехали уже 65 тыс. человек, к концу года эта цифра достигнет 100 тыс., а через два года будут переселены 250 тыс. человек.
Комментируя возможность второй волны реновации, глава депстроя ответил, что москвичи поверили в программу, дома заселяются оперативно, а значит, необходимо выдержать заданные темпы, прежде чем говорить о «втором сезоне». По его словам, к этому моменту 6 тыс. человек переселились в опережение городского плана. Это даже не позволяет всерьез задумываться о коммерческой реализации жилья в домах, возводимых по реновации, — процент отказа от квартир небольшой, сообщил Загрутдинов.
Медицинский кластер и четырехзвездочные клиники Москвы
После «выбора» жилья на выставке «Город для каждого» есть возможность ознакомиться с социальной инфраструктурой столицы и в первую очередь — со строительством и реконструкцией объектов здравоохранения. Рафик Загрутдинов сообщил, что сейчас в столице находятся в работе одновременно 30 объектов площадью свыше 0,5 млн кв. м, назвав этот объем строительства беспрецедентным, а объекты — уникальными, знаковыми и высокотехнологичными.
С каждым из объектов можно ознакомиться прямо в «Манеже». Отдельный стенд — интерактивная карта Москвы с «зуммированием» каждой клиники вплоть до интерьера и медоборудования. Отдельно — VR-очки и виртуальный тур по некоторым из объектов. Так, на примере реконструируемого института им. Склифосовского (вернее, его виртуальной модели) видно разбиение приемных помещений на «желтую», «красную» и «зеленую» зоны. Новые стандарты разделения потоков предусматривают обустройство вертолетной площадки для приема критических пациентов, отдельные помещения для более легких случаев, отдельные — для ожидания родственников и оказания им психологической помощи.
«Шлюзы» для приема как экстренных, так и обычных пациентов возводятся во всех ведущих столичных больницах, от Боткинской до Филатовской. Строительные стандарты и интерьерные детали позволят медикам, пациентам и их гостям ощущать себя не в «тяжелой зоне» больницы, а в комфортном помещении, где все способствует эффективной работе врачей и быстрому выздоровлению пациентов. По сути, рассказал Загрутдинов, приемные покои должны соответствовать гостиничному стандарту «четыре звезды».
В московском Международном медицинском кластере, который возводится в «Сколково», речь идет уже о четырехзвездочном отеле в буквальном смысле. Он предусматривает филиалы ведущих иностранных клиник и российские образовательные, научные и медицинские организации соответствующего уровня. По словам Загрутдинова, несмотря на западные санкции, Москва завезла и установила все необходимое оборудование.
Строительство: переход в «цифру»
Если медицина еще только адаптируется к новой экономике, то строительный комплекс Москвы реализует импортозамещение на опережение: так, в «Манеже» можно увидеть отечественную дорожно-строительную технику. Но главная задача, которую решает сейчас Москва, — цифровизация строительства на всех этапах, от проектирования и конструирования до эксплуатации.
Рафик Загрутдинов продемонстрировал концепт «цифрового двойника» для любого строительного объекта, разработанный Центром компетенций столичного депстроя. На стенде он представлен на примере образовательного кластера «Ломоносов»: полностью оцифрованный проект самого здания загружается в базу одновременно с проектами сопряженных инженерных систем, позволяя согласовывать работу специалистов — не офлайн, методом проб и ошибок, а в режиме реального времени, тем самым сокращая время проектирования.
Участники команды разрабатывают проект, а искусственный интеллект корректирует их действия, избавляя от дорогостоящих ошибок. Следующим шагом идет строительство и, соответственно, цифровой контроль всех его этапов. Согласование документации с надзорными, государственными органами и с подрядчиками, заказчиками, поставщиками тоже ведется в электронной форме, позволяя экономить и время на пробег бумажных документов, и саму бумагу. Необходимые чертежи поступают строителям непосредственно на планшет, поправки и замечания от строительного надзора — тоже. Система способна учитывать наличие, количество и даже местонахождение инструментов, вплоть до шуруповертов. Она допускает даже интеграцию с камерами, которые устанавливаются на касках строителей: они могут работать на пропускной режим и учет рабочего времени, а могут и использоваться для контроля строительства и соблюдения техники безопасности.
Загрутдинов сообщил, что Минстрой России поставил задачу превратить проект цифровизации в федеральный и сделать его открытым. Многие строительные компании разрабатывают собственный софт, однако задача московского департамента строительства и Центра компетенций — задать ему единые стандарты и предложить уникальные решения из рук отечественных специалистов, уйдя от импортозависимости. Глава столичного депстроя сообщил, что подрядные организации уже обязаны вести договоры в «цифре» и специалисты департамента ждут их для консультаций, обучения на бесплатных семинарах. Цифровизация — залог конкурентоспособности и успеха игроков строительной области, подчеркнул Загрутдинов. И добавил: «Им надо просто с нами работать».